Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО "Рязанский Государственный Университет им. С.А. Есенина"
Контрольная работа
по предмету
"История экономических теорий России"
"Экономические взгляды Ивана Пересветова и Ермолая-Еразма"
Рязань, 2009 год
Содержание
Введение
1. Проблемы и экономические идеи XIII–XV вв.
2. Экономические взгляды Ивана Пересветова
3. Экономические взгляды Ермолая-Еразма
Заключение
Список литературы
Введение
О русской экономической мысли XVI в. можно судить по трудам идеологов поместного дворянства И.С. Пересветова и Ермолая-Еразма, выдающихся представителей общественной мысли того времени.
В своей контрольной работе я подробно рассмотрел экономические взгляды двух выдающихся идеологов того времени. Немаловажным мне показалось осветить вопрос, касающийся проблем и экономических идей XIII–XV вв.
На мой взгляд, экономическая мысль первой половины XVI в. – преддверия реформ 1550-х годов – особенно проявила себя в трудах талантливого публициста того времени, дворянина по происхождению, Ивана Семеновича Пересветова. Ему принадлежит ряд интересных литературных произведений – "Сказание о царе Константине", "Сказание о Магометде-салтане", "Предсказания философов и докторов латинских о царе Иване Васильевиче" и других, а также две челобитные царю. В этих источниках фактически изложена программа преобразований, предлагаемая Ивану IV Грозному.
Хотелось бы отметить, что протопоп дворцовой церкви Ермолай-Еразма, принявший монашество под именем Еразм (середина XVI в.), выступал своеобразным примирителем интересов бояр-вотчинников и дворян-помещиков. В его взглядах, изложенных в труде "Правительница", проскальзывает нравственное осуждение богатства, чрезмерного обогащения купцов, ростовщичества. Искренне сочувствуя крестьянам, в целях смягчения крепостнического недовольства он даже предложил нормировать крестьянские повинности, заменить их единым натуральным налогом. Не выходя за пределы крепостнических отношений, Еразм рекомендует компромисс между реакционными боярами-вотчинниками и прогрессивным поместным дворянством, признание главенства духовной власти над светской, возврат к натуральному хозяйству и т.п.
1. Проблемы и экономические идеи XIII–XV вв.
В новой редакции "Русской Правды", так называемой "Пространной Правде" (конец XII – начало XIII в.) наряду с упоминанием о "торге" (внутреннем рынке), "гостьбе" (внешней торговле) экономическая мысль господствующих слоев общества все более настойчиво отстаивает вотчинный сепаратизм, усиливает защиту внешнеэкономического принуждения, натурального хозяйства. Примером своеобразного развития общественной мысли начала XIII в. в период феодальной раздробленности и междоусобиц может служить "Моление Даниила Заточника". Автор выступает против боярского произвола и закабаления, видит в боярах преграду между народом и сильным князем – народным заступником.
Борьба с феодальным гнетом нашла отражение и в "городских ересях". Так, в XIV–XV вв. в Новгороде и Пскове в среде городских ремесленников – стригольников (суконщиков) возникло течение, выступавшее не только против духовенства, но и против общественного неравенства вообще.
Феодальная междоусобица, чрезвычайно ослабившая русское государство, во многом способствовала монголо-татарскому господству в XIII–XV вв. ............