Часть полного текста документа:МЕЖДУНАРОДНЫЙ НЕЗАВИСИМЫЙ ЭКОЛОГО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет менеджмента финансов и государственного управления РЕФЕРАТ По курсу философии Тема: "Экзистенциализм в дискурсе Ж.П. Сартра" Выполнил: студент II курса Каменев О.В. Преподаватель: д.ф.н., профессор Гиренок Ф.И. Москва 2001 Оглавление: КАРТОГРАФИЯ РОДОСЛОВНОЙ 3 ДВЕ РАЗНОВИДНОСТИ 5 СУБЪЕКТИВИЗМ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА 7 ТРЕВОГА, ЗАБРОШЕННОСТЬ И ОТЧАЯНИЕ 8 ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ - ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ КВИЕТИЗМУ 10 ГУМАНИЗМ В ТЕРМИНАХ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА САРТРА 11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 13 Картография родословной Жан Поль Сартр родился 21 июня 1905 г. в Париже. Его отец, Жан-Батист Сартр - морской офицер. В 1904 году, в Шербурге, уже подточенный тропической лихорадкой он познакомился с Анн-Мари Швейцер - матерью Жан-Поля. Девушкой, которую родители научили скучать, держаться прямо и шить. Все свое детство она просидела на стуле. Была хороша собой, но от нее постарались это скрыть. Жан-Батист, "окрутил эту заброшенную долговязую девушку, женился на ней, в два счета наградил ребенком и сделал попытку умыть руки, отойдя в иной мир".1 Оказалось, это не так просто. Малярия развивалась не спеша - временами наступало улучшение. Бдения и заботы о муже подорвали силы Анн-Мари, предпочитавшей долг утехам. У нее пропало молоко, и Жан-Поль был отдан кормилице, жившей по соседству. И чуть было не отправился на тот свет от энтерита. Одинокая двадцатилетняя Анн-Мари разрывалась между двумя умирающими. "Ее брак по рассудку обернулся болезнью и трауром".2 После смерти отца Анн-Мари с сыном разом очнулись от наваждения. Жан-Поль выздоровел. Вернувшись в отчий дом с младенцем на руках, Анн-Мари взвалила на свои плечи хозяйство. "Смерть Жан-Батиста сыграла величайшую роль в моей жизни: она вторично поработила мою мать, а мне предоставила свободу".3 Семью Сартра "коснулся медленный процесс дехристианизации, который зародился в среде высокопоставленной вольтерьянской буржуазии, и по прошествии столетия охватил все слои общества". "В нашей семье все были верующими из приличия".4 Христианская религия проявляла огромную терпимость. "В хорошем обществе в Бога верили, чтобы о нем не говорить".5 Можно не ходить к мессе, а детей венчать по церковному обряду. От христианина не требовалось ни вести безгрешную жизнь, ни умирать. "В нашей семье вера была всего лишь титулом одомашненной французской свободы". "Католик по бумагам, я был свободен, я был такой, как все. Вырастет - говорили родные - поступит, как ему вздумается".1 И поступил. В привилегированное учебное заведение Эколь Нормаль. Отслужив положенный срок в армии, Сартр преподает философию в лицее в Гавре. В 1933 - 1934 гг., находясь на стажировке в Берлине, он знакомится с феноменологией Эдмунда Гуссерля и получает представление об экзистенциализме Мартина Хайдеггера. Уже первые работы Сартра показывали, в каком направлении он намеревался развивать феноменологию Гуссерля. В "Трансцендентности Эго" (1934), "Воображении" (1936), "Эскизе теории эмоций" (1939), "Воображаемом" (1940) Сартр подвергает критике трансцендентальный идеализм и развивает учение о ничем не детерминированном, спонтанном творчестве экзистенции. Сартр отрицает применимость научных методов при исследовании человеческой психики, критикует натурализм в психологии (включая и психоаналитическое учение о бессознательном). ............ |