Часть полного текста документа:Экзистенциально-инициальная работа с телом Мы не имеем тела, отдельного от нашей души, тело - это лишь часть души, наделенная пятью чувствами. (Уильям Блэйк) Поведать я хочу об измененьи форм, что с телом происходят. Все твари на земле. Сама земля и небо меняются... И мы как часть творенья не можем не стремиться к измененью. (Овидий. "Метаморфозы") Прежде чем говорить непосредственно о работе, необходимо прояснить термины. Когда мы произносим слово экзистенциальный, часто на память приходят Камю и Сартр, и далеко не все знают, что экзистенциализм как таковой далеко не исчерпывается этими несколько мрачными французами. Да и среди самих французов далеко не все столь пессимистичны, например, Габриель Марсель (Марсель, 1995). Что же касается немцев (или немецко-говорящих экзистенциалистов) их взгляд на жизнь куда оптимистичнее, хотя и не менее серьезен, чем у французов. (Хайдеггер, 1993; Binswanger, 1962; Boss, 1962). Такое очень разное отношение к жизни побудило одного из американских авторов разделить всех экзистенциалистов на Yes-экзистенциалистов и No- экзистенциалистов. Иными словами, если мы рассмотрим "шкалу" от Небытия к Бытию, то около полюса небытия окажется Камю и рядом с ним Сартр, а ближе всего к полюсу бытия будут М.Хайдеггер, Г.Марсель и ряд религиозных экзистенциалистов (Van Dusen,1962). Также интересно отметить, что у Ж.П. Сартра и А. Камю именно человек выступает в качестве меры всех вещей, в то время, как, например, Хайдеггер в качестве точки отсчета рассматривает не человека, а само бытие, что позволяет провести разделение экзистенциалистов еще по одному основанию антропоцентризм - онтоцентризм (от онтос - бытие, греч.). С точки зрения психотерапии в качестве перспективного можно рассматривать только Yes-экзистенциализм и онтоцентрическое направление (Летуновский, 2001). Нет единого понимания и самого термина экзистенция. В широком смысле экзистенция понимается просто как существование. В узком - экзистенцию понимают как существование в качестве самого себя ничем не детерминированного - ни социумом, ни собственной биологией, ни даже самим собой длящимся из прошлого. По словам М.К.Мамардашвили (Мамардашвили,1993) Экзистенция - это то, что ты должен сделать сам, здесь и сейчас. Она исключает откладывание на завтра или перекладывание на плечи другого, на плечи ближнего, нации, государства, общества. Возникает закономерный вопрос "кому должен?" - самому себе, своей собственной Сути. Еще одно достаточно широко распространенное заблуждение, заключается в том, что экзистенциальная психотерапия представляет собой абстрактное философствование и к телу никакого отношения не имеет. В то время как проблема телесности была одной из центральных у таки экзистенциально ориентированных авторов как Медард Босс (Boss, 1958) и Ван ден Берг (Van den Berg, 1962), однако, на наш взгляд, методические аспекты психотерапевтической работы с телом лучше всего проработаны малоизвестным немецким экзистенциальным психотерапевтом Калфридом фон Дюркхаймом (Дюркхайм, 1992). Следующий термин, который нам следует прояснить это понятие инициации. В экзистенциально-инициальном подходе речь идет не столько об одномоментной процедуре инициации, сколько об инициальном пути, то есть пути экзистенциальном в узком смысле этого слова. ............ |