Часть полного текста документа:Этнические различия в повседневной жизни молодежи Лукьянова Е. "Татарин должен говорить по- татарски и ходить в мечеть..." (из школьных сочинений) Критика времени так же стара, как сама история. Человеческое сознание почему-то чаще выхватывает из жизни трагические для общества события, останавливается на самых острых его проблемах. Они становятся излюбленной темой для дискуссий, попадают на первые полосы газет, а затем ... и на страницы любого учебника по истории. Если когда-нибудь возьмутся написать историю России 90-х годов, то, наверное, одна из ее первых глав будет начинаться словами: "После распада СССР резко обострились межнациональные отношения в Армении, Грузии, Прибалтике, России и на Украине". "Национальная идея", "национальное самосознание", "национальный вопрос" - эти сложнейшие философские категории сегодня без труда употребляются ведущими модных ток-шоу, журналистами, пишущими о событиях в конфликтных точках, социологами, рассуждающими о причинах этих событий. Политики разыгрывают "национальную тему" как беспроигрышную карту в своей борьбе за власть, легко манипулируя ее смыслами. Трудно предсказать все социальные последствия этой манипуляции, тем более оценить их как "плохие" или "хорошие". Главное, на наш взгляд, заключается в том, что все эти категории - "национальное самосознание", "национальная идея" и т.п., рассматривавшиеся ранее как исключительно научные термины стали сегодня актуальными категориями массового сознания, частью той картины мира, которую общество репрезентирует своим членам. Как в обществе воспринимается эта картина мира? Как понимаются данные категории? Какова их роль в ценностно-мотивационной структуре личности? Оказывают ли они влияния на процессы социализации? Таковы были основные вопросы, интересовавшие нас в ходе исследования подростков по проекту "Этническое самосознание как фактор поведения социальных групп" (проект N 93-03-04198, РГНФ). Его главная цель - выявить семантические пространства таких категорий, как "национальность", "моя национальность", "человек другой национальности", "межнациональные отношения". Под семантическим пространством в данном случае мы понимаем совокупность определенным образом организованных признаков, описывающих смыслы некоторой содержательной области (например, "человек другой национальности"). Однако изучение семантических пространств для нас не сводится лишь к описанию этих признаков, оно включает в себя также анализ связей между ними, их влияния на те или иные поступки человека и на восприятие им действительности. Такой подход к исследованиям этничности нам представляется очень перспективным. Он позволяет взглянуть на межнациональные отношения со стороны самого респондента. На сегодня проведено достаточно много социологических исследований по данной проблематике, направленных, прежде всего, на сбор больших объемов статистической информации типа: "В Мордовии столько-то процентов русских семей считают отношение доброжелательным, столько-то - настороженным и никто - "откровенно враждебным". Мы ни в коем случае не пытаемся оспорить правильность и нужность таких исследований, но в них респондентам предлагается высказаться в терминах и категориях этничности самих исследователей. ............ |