Часть полного текста документа:Эварист Парни Д. Благой Парни Эварист Дезире де Форж, виконт (Evariste Desire de Forges, vicomte de Parny, 1753-1814) - франц. поэт, уроженец одного из о-вов Индийского океана. По происхождению француз, с примесью африканской крови. Получив образование во Франции, поступил на военную службу. В 1778 выпустил книгу элегий - "Эротические стихи" (Poesies erotiques) и тематически к ней примыкающие "Стихотворные мелочи" (Opuscules poetiques, 1779). Обе книги имели бурный успех и вызвали одобрительный отзыв Вольтера, окрестившего П. крылатым прозвищем "французского Тибулла". В годы революции, потеряв все свое состояние, П. то служил на гражданской службе, то жил на свои литературные заработки в качестве писателя-профессионала. В 1799 была опубликована его большая эротическая и антирелигиозная поэма в стиле вольтеровской "Pucelle" - "Война древних и новых богов" (La guerre des dieux anciens et modernes), сопровождавшаяся огромным успехом и выдержавшая в течение года три издания. За ней последовал ряд других поэм, по большей части в том же роде: "Путешествие Селины" (Le voyage de Celine), "Потерянный рай" (Le paradis perdu, 1805), "проповедь" в стихах "Библейские любовные истории" (Les galanteries de la Bible), наконец "Христианида" (Christianide), рукопись которой была выкуплена за большую сумму правительством Реставрации и предана сожжению. В 1803 П. был выбран в Академию. В последние годы жизни им были написаны: "скандинавская поэма" "Иснель и Аслега" (Isnel et Aslega), поэма в "картинах" "Переодевания Венеры" (Les deguisements de Venus) и др. Антирелигиозные поэмы П. определили во время реакции, начавшейся еще при жизни поэта, его репутацию крайнего нечестивца и безбожника. "Война богов" и другие "библейские" поэмы П. были запрещены к переизданию во Франции. Не включены они как "оскорбляющие религиозное чувство" и в новейшее издание сочинений П. 1862. Сложившееся в исторический период, непосредственно предшествовавший великому революционному взрыву (1789-1793), творчество П. отражает самочувствие средних слоев французского дворянства, жестоко потрясенного экономическими кризисами и финансовыми катастрофами эпохи двух последних Людовиков. Основные мотивы "Эротических стихов" - легкий эпикуреизм, изящный культ чувственной радости, упоение сладострастием, характерные для придворного "галантного" стихотворства, - уживаются у П. с прямо противоположными им мечтательно-элегическими тонами, порожденными спецификой внутриклассового бытия его группы. В "Эротических стихах" Парни впервые на протяжении всей французской классической поэзии XVIII в. заговорил языком подлинного чувства. С особенной силой элегические ноты звучат в 4-й книге "Эротических стихов" (повесть о несчастной любви), делающей П. одним из самых выдающихся франц. поэтов-элегиков. С похвалой о "прекрасных стихах к Элеоноре", входящих в состав "Эротических стихов", отзывался и Маркс. Недовольство слоев разоряющегося среднего дворянства существующим положением вещей породило в творчестве П. элементы вольномыслия и даже политической оппозиционности. Так, в письмах к друзьям с родины, которые П. разрабатывал как особый художественный жанр и публиковал в прижизненных собраниях своих сочинений, он разражается горькими и негодующими тирадами по поводу рабства негров, несколько напоминающими нашего Радищева (по убедительному указанию П. Морозова они имели некоторый отзвук и в знаменитой пушкинской "Деревне"). ............ |