Часть полного текста документа:Еврейский национализм проф. Иегуда Леви Сущность еврейского народа Кто такие евреи? Одни считают, что это отдельная раса, другие говорят - религия, третьи - национальность. На самом деле иудаизм содержит как национальный, так и религиозный элементы. Вопрос в том, какой из них преобладает. В комментарии на библейское изречение "И будете народом Мне" раввин Ш.Р.Гирш дает ответ: "В том и состоит уникальная сущность иудаизма, который многие бездумно классифицируют как религию... "Народом Мне" - в самих этих словах заключается утверждение, что иудаизм... не религия... Б-г основал не церковь, а народ." Чтобы пояснить высказанную мысль, рассмотрим несколько фактов: 1. Б-г избрал Аврагама не как отдельную личность, а в качестве родоначальника еврейского народа. Сказал Б-г ему: "И Я сделаю тебя народом великим" (Берешит, 12:2), а при выходе из Египта Он провозгласил: "И возьму Я вас народом Себе" (Шмот, 6:7). Как видим, в обоих стихах обещано создание нации. 2. Тора была дана не отдельным людям, а народу. В этом факте суть самой Торы. Магарал писал: "Евреи приняли царство Б-га не каждый в отдельности, а все вместе. Всевышний связывает Свое Имя не с отдельными личностями..., а только со всем народом". 3. Тора руководит народом - она учит, как надо управлять государством, системой правопорядка, вести войны. Все это - проблемы национального характера. 4. Говоря о будущем еврейства, Тора предвосхищает судьбу народа в целом. Пророчество завершается словами: "...вы будете Моим народом" (Ваикра, 26:12). Таким образом, историческое предвидение Торы тоже имеет национальные рамки. 5. Основа всякой религии - вера. Тот, кто теряет веру, как правило, уходит и от своей религии. Нет так, однако, обстоит дело с иудаизмом. В Талмуде (трактат Сангедрин, 44) сказано: "Даже если грешит еврей, он все равно остается евреем". 6. Предписанная Торой взаимная ответственность евреев друг за друга вытекает из представления о евреях как об одном человеке. Насколько важен национализм в иудаизме, видно из высказывания Рамбама: "У всякого, кто отдаляется от общины, нет доли в Мире Грядущем, даже если он не совершил греха". Такое "отдаление" рассматривается не как обычный грех, а как измена своему народу, оказывающая исключительно пагубное влияние на душу отступника. 7. Центральное место в Торе уделено Эрец-Исраэль, что само по себе весьма примечательно: земля выполняет функцию сцены, на которой мы организуем свою национальную жизнь на глазах всего мира. Религии как таковой не требуется своя страна. Центральное значение Эрец-Исраэль в Торе обусловлено не только связью этой земли со многими Б-жественными заповедями. Ведь даже те законы, которые продолжали действовать в рассеянии, исполнялись лишь для того, "чтобы при возвращении в страну они не казались нам чем-то новым". Отсюда можно сделать вывод, что евреи - это именно народ, а иудаизм - национальная конституция. Хотя важнейшую часть иудаизма составляют еврейские религиозные догматы, еврейство, тем не менее, определяется как народ, а не как религиозная секта. Мой учитель р. Лео Бреслауэр говорил по этому поводу: "Тора - это не религия, а национальная конституция". Поэтому мы вправе охарактеризовать утвержденный Торой еврейский национализм как "национализм Торы". ............ |