Часть полного текста документа:Министерство образования РТ Татарско-американский региональный институт Кафедра ФПС Реферат по курсу Культурологии На тему: Европейская культура Нового времени Выполнила: Студентка 1 курса гр.122 Балясникова Ксения Проверила: Харисова Т.А. Казань 2004 Введение С точки зрения историков, Новое время - это понятие, имеющее строгие хронологические рамки. Его начало было ознаменовано событиями первой Английской буржуазной революции и бегством из Лондона Карла I (1640-1642), а завершение - франко-прусской войной и образованием Германской империи (1870-1871). Впрочем, по мнению отдельных историков, эпоха Нового времени завершилась несколько позднее, после окончания Октябрьской революции в России и Первой мировой войны (1917-1918). С точки зрения культурологов, Новое время как понятие не столь жестко конкретизировано и не связано с определенными историческими событиями. Оно начинается как минимум двумя десятилетиями ранее "исторического" Нового времени, в 1620-х гг. (а по некоторым данным - уже в конце XVI в.), и завершается на рубеже XIX-XX столетий либо продолжается до сих пор. Понятие "Новое время", как явствует из его "внутренней формы", подспудно ориентировано на другое понятие, по аналогии с которым оно было создано. Как известно, культура - явление живое и динамическое, проходящее определенные этапы в своем развитии. Поэтому культурологи, как правило, оперируют такими понятиями, как "культурно-историческая эпоха" ("культурная эпоха") и "этап культурно-исторической эпохи". Так, в начале XVII в. завершается эпоха Возрождения (этап позднего Возрождения) и начинается эпоха барокко и классицизма, продолжающаяся вплоть до конца этого столетия. С точки зрения истории философии, культуры, искусства, науки и техники, XVII столетие является одним из наиболее сложных и важных периодов. Его совершенно особое положение определяется, прежде всего, характером и масштабом изменений в сферах социальной и духовной жизни европейского человека. С одной стороны, это уже не средневековое общество, но, с другой стороны, еще и не современное - таков переходный, пограничный характер этого века. Место и роль Человека в культуре Нового времени В названии эпохи - "Новое время" - отразилось чувство обновления, сознание того, что произошло открытие нового периода в истории, который наступал по мере утверждения в жизни новых, взамен шатких уже старых, оснований коллективной веры. Впервые после распространения Нового завета европейское человечество осознало себя живущим в обстоятельствах новой культуры и приветствовало "новое" как лучшее. Сущность же новизны заключалась в гуманизме новой культуры. Слово "гуманизм" родственно древнему латинскому слову homo (человек). В наше время понятие "гуманизм" имеет разнообразные истолкования, но все они неизменно включают основной его признак - "человечность", под которой подразумевается отношение к человеку как к высшей ценности среди всех возможных во Вселенной. В этом понятии заключено и гордое возвышение человека над миром Природы (в которой он один может действовать умышленно и с все большим совершенством), и отвержение всевластия Бога, отступающего там, где ситуацией владеет человек, и, в то же время, различное понимание самого слова "человек" - то ли как "человек вообще" (всякий, любой человек, индивид), то ли как "человек особенный" (выдающийся, неповторимо одаренный человек - полководец, правитель, артист, т.е. ............ |