Часть полного текста документа:Ф. Н. Горенштейн. Псалом Роман состоит из пяти частей - каждая рассказывает об одной из казней Господних, обрушившихся на землю, как предсказывал пророк Иезикииль. Часть первая - "Притча о потерянном брате" - повествует о второй казни - голоде. Место действия - голодная Украина во времена коллективизации; 1933 г. В сельской чайной Мария, девочка-нищенка, пытается выпросить что-нибудь Христа ради, но никто не подает ей - кроме еврейского мальчика, который делится с ней нечистым хлебом изгнания. Деревенские возмущены поступком чужака; хлеб у девочки отбирается. Мальчик, отдавший свой хлеб, - Дан, Аспид, Антихрист, брат Христа-Мессии. Через откровения пророков он общается с Господом, пославшим его на землю, в Россию, так как этот народ солгал на Господа, отказался от него - и тем самым заменил ярмо деревянное на ярмо железное. Девочка Мария вместе с младшим братом Васей возвращаются в свою голодающую деревню. Мать решает разделить семью - кого-то из детей подкинуть чужим, кого-то просто оставить; сама уезжает на заработки в другой город. Перед отъездом она ведет Марию и Васю в город; голодным детям чужак снова подает хлеб, но мать выбрасывает "не наш, неправославный" кусок. Позже, в городе, дети еще раз попросят у Антихриста милостыню, но на этот раз их остановит милиционер - попрошайничать запрещено. Брошенные матерью дети попадают в приемник. Им дают проводника, чтобы с его помощью они могли вернуться домой. По дороге проводник насилует Марию и сбегает. Дети опять попадают в приют; ночью сторож рассказывает им сказочку про "Божью деточку" "Иисуса Христа", замученного жидами. Марию увозят куда-то из города. Девочка сбегает; оказавшись одна в заснеженном поле, она бредет по нему, плача Божьим плачем, от которого просветляется сердце. Мария разыскивает свою старшую сестру Ксению, около года живет у нее в доме. Однажды она становится ненужной свидетельницей семейных сцен (сестра изменяет мужу с любовником), и её отсылают обратно, в деревню. Там ей тоже никто не рад; плача от несправедливости, Мария снова бродит по полю; там она встречает Дана, Антихриста. На вопрос о причине слез девочка отвечает: "оттого, что евреи-жиды убили Сына Божьего и он теперь на небе, а Вася, брат мой, на земле, в городе Изюме". Так сбылось пророчество Исайи: "Открылся Я не вопрошавшим обо Мне, нашли Меня не искавшие Меня". Мария отправляется в Керчь, к матери. Через некоторое время мать умирает, Мария становится портовой проституткой. Однажды, голодная, она опять встречает Дана, тот подает ей нечистый хлеб. Мария платит ему своей любовью. Антихрист идет далее; земле и народу за ложь на Господа суждена вторая кара - меч. Мария, осужденная за проституцию и бродяжничество, рождает в тюрьме от Дана сына - Васю. В 1936 г. она умирает. Вторая часть начинается с рассуждения о подражании Господу - инстинктивно либо через разум. Автор отстаивает мысль о том, что евреи - народ не лучше и не хуже других; но народ этот замечателен своими пророками, которые умели слушать Господа. В "Притче о муках нечестивцев" рассказывается о девочке Аннушке. Она живет во Ржеве вместе с матерью и двумя братьями; один из них погибает по вине сестры. Однажды к Аннушке приходят воры; во время следствия девочка указывает на невиновного человека - того сажают в тюрьму. ............ |