Часть полного текста документа:Фактор добра в спорте Кандидат педагогических наук А.В. Алексеев На международном форуме "Молодежь - наука - олимпизм", проходившем в дни Всемирных юношеских игр в Москве, было сказано немало слов о принципе "Фейр-плэй", о необходимости утверждения в современном спорте гуманных, добрых взаимоотношений. Эта проблема весьма актуальна, так как нередко приходится видеть, как тренеры, особенно работающие с детьми, то и дело кричат на них, почему-то полагая, что таким способом помогают процессу обучения. Согласно данным проф. Л.И. Лубышевой, приведенным ею на форуме, от 60 до 80% тренеров используют именно такой - авторитарный - стиль в общении с учениками. А ведь есть работы, в частности Л.Н. Рогалевой из Екатеринбурга, показавшие, что при авторитарном стиле руководства рост спортивных результатов идет хуже, чем там, где преобладает демократический подход к обучающимся. Следовательно, тренеры, исповедующие авторитаризм, не знают, что мешают себе, делу, когда кричат или как-то "давят" на своих учеников. Авторитарный стиль руководства, как единственно эффективный способ управления людьми, обществом, государством, сформировался за годы советской власти. Основной эмоцией, которая в то время пронизывала отношения между руководителями и подчиненными, был страх во всех его вариантах и проявлениях. Подчиненные опасались не справиться с заданиями своих руководителей, которые, в свою очередь, боялись показаться несостоятельными в глазах вышестоящего начальства. Но ведь давно доказано, что страх, особенно длительно воздействующий, ухудшает и психическое, и физическое здоровье, ведет к снижению жизненного тонуса, учащает брак в работе. Тем не менее и в последние годы, несмотря на то что социальная структура общества во многом изменилась и сейчас, казалось бы, нет больших причин жить в атмосфере прежнего страха, все еще немало сторонников авторитарного руководства подчиненными, полагающих, что именно страх - основная сила в процессе управления людьми. К сожалению, такой вариант взаимоотношений наличествует и в спорте высших достижений. Конечно, тренеры не могут быть все время "добренькими". Нередко для поддержания дисциплины необходима соответствующая строгость. Но она должна быть основана на утверждении справедливости, быть такой, чтобы вызывать у спортсменов чувство уважения к тренеру, а не страх перед ним. В умении варьировать разные средства воздействия на учеников так, чтобы в конечном счете преобладающими у них оказались положительные эмоции: удовольствие, уважение, радость - и состоит искусство педагогического мастерства тренеров. Немало тренеров обладают так называемыми врожденными способностями к подобному ведению занятий. Но немало и таких, которые не умеют и не хотят разбираться в душевном и физическом состоянии своих учеников, сразу же переходят на грубость, крик, оскорбление. К сожалению, будущим тренерам, пока они учатся в институтах, не прививают навыков гуманного отношения к ученикам. Вина здесь лежит на тех программах, которым все еще следует преподавание на кафедрах психологии и педагогики, где, конечно, говорится о высоком значении гуманных отношений, но где не учат практическому умению создавать гуманную атмосферу во взаимоотношениях между тренерами и их воспитанниками. ............ |