Часть полного текста документа:Файко Алексей Михайлович И. Клейнер Файко Алексей Михайлович (1893-) - советский драматург. Р. в дворянской семье. Окончил московскую гимназию, в 1917 - историко-филологический факультет Московского ун-та. Первые литературные опыты, которые носили печать эстетизма, увлечения символизмом, относятся к дореволюционному времени. С 1921 Ф. выступает в качестве клубного инструктора, лектора, сценариста (театр "Летучая мышь"), режиссера (вторая студия МХАТ) и наконец драматурга (комедия "Карьера Пирпонта Блэка"). Первая пьеса, доставившая автору известность драматурга, - "Озеро Люль", поставлена московским Театром Революции в ноябре 1923. Затем последовали - "Учитель Бубус" (бывший театр им. Мейерхольда, 1925), "Евграф, искатель приключений" (б. второй МХАТ, 1926), "Человек с портфелем" (Театр Революции, 1928), "Неблагодарная роль" (МХАТ, 1932), "Концерт" (Театр Революции, 1936). В 1939 награжден орденом "Знак Почета". Ф. - автор преимущественно одной темы - темы интеллигенции, ищущей своего пути в революции. Основные герои Ф. - это люди с индивидуалистическим сознанием, остро переживающие разлад между личным и общественным. Крушение индивидуализма как историческая неизбежность в социалистическом обществе - таков вывод, к которому приходит Ф. в своих пьесах. "Озеро Люль" - это детективная мелодрама со стремительной интригой, с рядом эффектных ситуаций, действие которой развертывается в вымышленной стране - "на далеком Западе или, может быть, на крайнем Востоке". Обстановка действия - роскошный отель, блестящие магазины, рестораны и дансинги. На этом фоне зараженного спекулятивным ажиотажем капиталистического мира, взрываемого революцией, показан образ мнимого революционера Антона Прима, перешедшего на службу к буржуазии и расстрелянного рабочими, которых он предал. Герой следующей пьесы ("Учитель Бубус"), представляющей собой отвлеченную сатиру на западноевропейское капиталистическое общество послевоенного периода, - это новоявленный Дон-Кихот, который пытается примирить интересы буржуазии и пролетариата, но становится игрушкой в руках первой. Образ героя-одиночки, героя-мечтателя, вступающего в конфликт со средой, - в центре пьесы "Евграф, искатель приключений", действие которой происходит уже в СССР. Элементы условно-романтической пьесы сочетаются здесь с социально-бытовой характеристикой героев, с попыткой конкретно изобразить окружающую обстановку. Нравоучительный финал комедии (комсомолец выводит на "новый путь" романтика Евграфа, попавшего в среду деклассированной "художественной" интеллигенции и дошедшего до преступления) органически не связан со всей пьесой. К своей традиционной теме о пути интеллигенции в революции обращается Ф. и в пьесе "Человек с портфелем". Катастрофически заканчивается жизнь профессора Гранатова, беспринципного карьериста, пытающегося с помощью убийства и других преступлений скрыть свои контрреволюционные связи в прошлом и пробраться в ряды советской интеллигенции. Пьеса по своей тематике не потеряла актуальности и до настоящего времени (в 1938 она вновь включена в репертуар Театра революции). Благодаря острой, занимательной интриге, строящейся на сочетании мелодраматических и авантюрных моментов, пьеса отличается большой сценичностью. В комедии "Неблагодарная роль" Ф. ............ |