Содержание
Введение
1. Понятия «фэнтези» и «толкинизм» в современной культуре
2. Структура «толкинизма» как субкультуры
3. «Массовый толкинизм»
Заключение
Источники и библиография
Введение
В современной культуре существует явление «фэнтези». Это понятие включает в себя не только литературные произведения, особенно популярные среди молодёжи, но и экранизацию фильмов, компьютерные игры и т.д. Последние годы знаменуются всплеском новой волны «фэнтези», связанной с выходом на экран фильма «Властелин колец» (2002 г.) и одноимённой компьютерной игры (2003 г.), публикациями романов о Гарри Поттере и экранизацией этих произведений и т.д.
Заинтересовавшись явлением «фэнтези», я обнаружила, что оно остаётся недостаточно изученным и раскрытым в современной исследовательской литературе, вероятно, в силу своей актуальности и динамичности. К тому же понятие «фэнтези» имеет несколько ответвлений, к которым относятся течение «толкинистов», «поттеристов», «перумовцев», «никитенцев» и др.
Моё внимание привлекли «толкинисты» как одно из самых первых и устоявшихся течений в «фэнтези». Кроме того, на мой взгляд, «толкинизм» сегодня претендует на роль особого типа субкультуры в силу определённой структуры и особенностей функционирования.
Основой моего исследования стали, прежде всего, критические и публицистические статьи в СМИ, «толкинистские» сайты в Интернете, издания произведений Р. Толкина и его последователей. В отечественной научной литературе ещё не сложилось научной традиции понимания «фэнтези», поэтому целью моей работы стало исследование компонентов и механизмов возникновения и существования «толкинизма» как особого вида субкультуры. Задачи моего исследования:
1) дифференцировать составляющие «толкинизма»;
2) выявить взаимодействие компонентов в системе «толкинизма»;
3) проанализировать развитие и трансформацию «толкинизма» в современной культуре.
I. Понятия «фэнтези» и «толкинизм» в современной культуре
В современной критической литературе существует несколько определений «фэнтези». Большинство исследователей понимают под «фэнтези» литературный жанр. (№,14), определяя «фэнтези», выделяет несколько принципов, характеризующих этот жанр.
Первый принцип – система персонажей, в которой присутствует такие мифические герои, как эльфы, драконы и маги (оговорим, что в основе «фэнтези» чаще всего лежат германо-скандинавские мифы). Этот принцип не может быть основополагающим, так как существует ряд произведений, структура персонажей которых строится иным образом (например, центральными персонажами произведения становятся не перечисленные мифические герои, а люди).
Другой принцип определения жанра «фэнтези» - это категория «хронотопа»: действие произведения разворачивается не на Земле, а в ином пространстве, и в иное, некое «параллельное», время (№,14). В этом случае к «фэнтези» можно отнести большинство произведений жанра фантастики, следовательно, это определение также является не точным.
Следующий принцип определения «фэнтези» заключается в том, что в основе конфликта произведения этого жанра лежит титаническая схватка добра со злом, исход которой решит судьбу мира ( №14). Это утверждение не лишено доказательств, но не может быть определяющим, так как существует жанр «героического фэнтези», в котором действует герой-одиночка, спасающий, прежде всего, себя, а затем уже – мир (например, Ю. ............