Часть полного текста документа:Фердинанд Брюнетьер В. Фриче Брюнетьер Фердинанд (Ferdinand Brunetiere, 1848-1907) - французский литературовед, историк литературы и критики, с 70-х гг. сотрудник, потом редактор журнала "Revue des deux Mondes", в 80-х гг. читал лекции в Ecole Normale Superieure. В первый период своей научной деятельности (до конца 80-х гг.) Б. продолжал линию Сент Бёва и Тэна , стремясь вслед за ними превратить науку о литературе в естественно-научную дисциплину, с переносом в нее естественно-научных принципов и методов. В конце 80-х гг. выступил с попыткой построить историю литературы на эволюционном базисе, на дарвиновом учении об эволюции видов как историю литературных видов (жанров, genres) исходя из следующих проблем: 1. существуют ли литературные виды самостоятельно, независимо от произвола художников; 2. как происходит их дифференциация, их рождение из некоего "неопределенного" целого; 3. какие условия обеспечивают за ними не только "теоретическое", но и "историческое" существование; 4. какие условия приводят после их "фиксации" к их "модификации", к их трансформации и распаду; 5. существуют ли общие законы эволюции литературных видов или же каждый из них имеет свою частную закономерность (см. программную первую лекцию в его "Evolution de la critique"). Эти положения Б. имел в виду развить и доказать на конкретном материале французской литературы, а именно на истории французской трагедии показать, как известный жанр "зарождается, растет, достигает совершенства, клонится к упадку, умирает", на эволюции французской лирики демонстрировать, как один жанр (проповедь XVII в.) трансформируется в другой (лирика XIX в.), и наконец на эволюции французского романа выяснить, как известный жанр формируется из остатков и пережитков других жанров. Убедившись, что перенос естественно-научных принципов и методов в историю общественных явлений незаконен и неплодотворен (равно как и разочаровавшись в точных науках вообще), Б. в 90-х гг. отказался следовать по стопам Тэна и, вполне правильно протестуя против смешения истории литературы с историей нравов (культуры), провозгласил (в предисловии к своему "Manuel de l'histoire de la litterature francaise") новый принцип построения истории литературы, исходя из того, что из всех влияний, "действующих в литературной эволюции", существеннейшим является не влияние "климата" или "расы" или среды (теория Тэна), а "влияние одного произведения на другое". Стоя уже в "естественно-научный" период своей научной работы на идеалистической позиции, Б., отказавшись от "дарвинизма", был вынужден притти к совершенно формально-имманентной трактовке литературного процесса. "Мы хотим сделать иначе, чем те, которые нам предшествовали, - вот происхождение и действующий принцип как изменения вкуса, так и литературных революций". И как примеры: "Плеяда XVI в. хотела сделать нечто "иное", чем школа К. Маро; Расин в своей "Андромахе" хотел сделать нечто "иное", чем Корнель в своей "Пертарите", Дидро в своем "Отце семейства" хотел сделать нечто "иное", чем Мольер в своем "Тартюфе". Романтики в наше время захотели сделать нечто "иное", чем классики". Или в другом месте: "В литературе, как и в искусстве, после влияния личности главнейшим является влияние одних произведений на другие. Иногда мы стремимся соперничать с нашими предшественниками в их собственном жанре и таким путем упрочиваются известные приемы, создаются школы, устанавливаются традиции. ............ |