Часть полного текста документа:Фиест (Thyestes) Луций Анней Сенека (Lucius Annaeus Seneca) (ок. 4 до н. э. - 65 н. э.) Трагедия (40-50-е ?) Античная литература. Рим. М. Л. Гаспаров Герои этой трагедии - два царя-злодея из города Аргоса, Атрей и Фиест. Сыном этого Атрея был знаменитый вождь греков в Троянской войне Агамемнон - тот, которого убила его жена Клитемнестра, а ее за это убил их сын Орест (и Эсхил написал об этом свою "Орестею" ). Когда греки спрашивали, за что были такие ужасы, то на это отвечали: "За грехи предков". Череда этих грехов началась очень давно. Первым грешником был Тантал, могучий царь Малой Азии. Сами боги сходили с небес пировать в его дворце. Но Тантал оказался нечестивцем: не поверил, что боги всеведущи, и решил испытать их страшным испытанием. Он зарезал своего сына Пелопа, сварил в котле и подал его мясо к столу богов. Боги вознегодовали: Пелопа они воскресили и исцелили, а Тантала низвергли в Аид и казнили "танталовыми муками" - вечным голодом и жаждой. Он стоит в реке под сенью плодовых ветвей, но не может ни есть, ни пить; когда тянется к плодам, они ускользают, когда клонится к воде, она высыхает. Вторым грешником был тот самый Пелоп, сын Тантала. Из Малой Азии он пришел в Южную Грецию и отбил ее у злого царя, который застаплял пришельцев состязаться с ним в колесничном беге, а побежденных убивал. Пелоп победил его хитростью: подкупил царского возницу, тот вынул втулку, которой держалось колесо на оси, колесница разбилась, и царь погиб. Но Пелоп захотел скрыть свое коварство; вместо награды он столкнул царского возницу в море, и тот, падая, проклял за вероломство и Пелопа и всех его потомков. В третьем поколении грешниками стали Атрей и фиест, сыновья Пелопа. Они стали спорить за власть над Аргосом. В Пелоповом стаде был золоторунный баран - знак царской власти; его унаследовал Атрей, но Фиест обольстил жену Атрея и похитил барана. Начались раздоры, Фиест был изгнан и жил, бедствуя, в нищете. Царство досталось Атрею, но ему этого было мало: он хотел отомстить брату за обольщение жены. Он вспомнил Танталов людоедский пир: он решил зарезать детей Фиеста и накормить Фиеста их мясом. Так он и сделал; боги ужаснулись, само Солнце свернуло с небесного пути, чтоб не видеть страшной трапезы. Об этом и написал свою кровавую трагедию Сенека. Предчувствие ужасов начинается с первых же строк. Тень Тантала является из преисподней, ее гонит Эринния (по-латыни - "фурия" ): "Ты зарезал своего сына в пищу богам - внуши теперь, чтоб твой внук зарезал сыновей другого внука в пищу отцу!" - "Отпусти меня - лучше терпеть пытку, чем быть пыткой!" - "Делай свое дело: пусть грешники под землей радуются своим казням, пусть знают, что на земле страшнее, чем в аду!" Безликий хор поет о грехах Тантала - теперь они множатся в его потомстве. Внушенная мысль приходит в голову Атрея: "Ничтожен царь, медлящий мстить! Почему я еще не преступен? Злодейство ждет меж братом и братом - кто первый протянет к нему руку?" "Убей фиеста", - говорит советник. "Нет: смерть - это милость: я задумал большее". - "Чем же вздумал ты погубить фиеста?" - "Самим фиестом!" - "Чем заманишь его в плен?" - "Посулю полцарства: ради власти сам придет". - "Не боишься божьей кары?" - "Пусть рухнет на меня Пелопов дом - лишь бы рухнул и на брата". Хор, глядя на это, поет: нет, царь не тот, кто богат и могуч! истинный царь - тот, кто чужд страстей и страхов, кто тверд и покоен духом. ............ |