Античная философия
Античной философией принято называть совокупность философских учений, развивавшихся в Древней Греции и Древнем Риме на протяжении около 1200 лет – с конца 7 в. до н. э. вплоть до 6 в. н. э. Основным языком античной философии был древнегреческий, со 2–1 вв. началось развитие философской литературы также и на латыни.
Периодизация античной философии
Архаический (древнейший) период: кон. 7 – нач. 6. в. до н.э. – 1-ая треть 5 в. до н.э. – Этот период обычно называют досократовским, а философов, соответственно, - досократиками. К этому этапу относятся философы Милетской школы, Гераклит Эфесский, Элейская школа, Пифагор и пифагорейцы, древнегреческие атомисты (Левкип и Демокрит).
Классический период: 2-ая треть 5 в. до н.э. – 4 в. до н.э. (322 г. до н.э. – смерть Аристотеля) – Этот период связан с деятельностью выдающихся греческих философов: софистов, Сократа, Платона и Аристотеля.
Ранний эллинистический период: кон. 4 в. до н.э. – 2-ая треть 1 в. до н.э. В отличие от классического этапа, связанного с возникновением значительных, глубоких по своему содержанию философских систем, в это время появляется ряд философских школ: перипатетики, академическая философия (платоновская Академия), стоическая и эпикурейская школы, скептицизм.
Поздний эллинистический период (греко-римский период): 1-ая треть 1 в. до н.э. – 6 в. н.э. Приходится на период, когда решающую роль в античном мире стал играть Рим. Римская философия формируется под влиянием греческой философии, особенно раннего эллинистического периода. В римской философии можно выделить три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар), скептицизм (Секст Эмпирик). Формальным окончанием античной философии принято считать 529 г. н.э., когда императором Юстинианом была закрыта Платоновская академия в Афинах. В 525 г. н.э. императором Теодорихом был казнён последний крупный представитель античной философии – Аниций Манлий Торкват Северин Боэций.
Античная философия зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах) демократической ориентации и направленности своего содержания, методом философствования отличалась как от древних восточных способов философствования, так и от мифологического объяснения мира, характерного для произведений Гомера и сочинений Гесиода. Конечно, ранняя греческая философия еще тесно связана с мифологией, с чувственными образами и метафорическим языком. Однако она сразу устремилась рассматривать вопрос о соотношении чувственных образов мира и его самого по себе как бесконечного космоса. Для мифа как нерефлексивной формы сознания образ мира и действительный мир неразличимы и соответственно несовместимы.
Перед взором древних греков мир представал как огромное скопление различных природных и общественных процессов. Бытие ассоциировалось со множеством стихий, которые находятся в непрерывных изменениях, а сознание – с ограниченным количеством понятий, отрицавшим эти стихии в неподвижном постоянном виде. Поиск устойчивого первоначала в изменчивом круговороте явлений необъятного космоса был главной целью первых философов. Философия, таким образом, предстает по своему предмету как учение о "первых началах и причинах" (Аристотель).
Формирование античной философии в Древней Греции и её истоки. Античная философия сформировалась под влиянием восточных культур Лидии, Вавилона, Египта и Персии. ............