Часть полного текста документа:Министерство образования Российской Федерации. Нижнетагильский Государственный Педагогический Институт. Кафедра философских наук. Философия детерминизма и механицизма Реферат к кандидатскому экзамену по философии. Выполнил: студент 5 курса НТИ-УГТУ, Козлов М.С. Проверил: доцент, кандидат философских наук Марголин Л. А. Нижний Тагил 2001 Оглавление 1. Введение 2. Механицизм, его развитие и основные положения 3. Учение о причинности 4. Идеи детерминизма в науке и философии XVI-XIX вв 5. Развитие квантовой механики и деформация идей детерминизма в науке и философии XX в 6. Заключение 7. Библиография Введение Механицизм является односторонним методом познания, основанный на признании механической формы движения материи единственно объективной. В своем конкретном применении механицизм выступает, как крайняя форма редукционизма. Для механицизма характерно: отрицание качественной специфики более сложных материальных образований, сведение сложного к простым элементам, целого - к сумме его частей. Выдвигая на первый план механические формы движения, механицизм переносит понятие механики в область физики, химии и биологии, в результате чего "неизбежна путаница", и в духе механики трактует такие филосовские категории, как причинность, взаимосвязь и другие. Отдельные черты механицизма встречаются уже в античном атомизме и в средних веках номинализма. В 16 - 18 вв. механицизм приобрел значение господствующего направления философского мышлении о природе, что было обусловлено особым положением в этот период механики, как науки, ранее других получившей законченную систематическую разработку и широкое практическое применение. Механицизм нашел распространение в мировоззрении естествоиспытателей (Галилей, Ньютон, Лаплас), философов - материалистов (Гоббс, Ламетри, Гольбах), а также среди идеалистов (сочетаясь с различными типами идеалистических систем). Так, Декарт выделяя "душу" в качестве отличия человека от остального мира (не имеющего в себе источника движения), приравнивал любые другие организмы к искусным механическим автоматам. Вольф полагал, что познание истины возможно потому, что "мир есть машина". Кант признавал гипотезу о единственности механической связи, как необходимой предпосылки естественно научного исследования. Типичными представителями механицизма в 19 в. были Бюхнер, Фохт, Молешотт, Дюринг. Будучи одним из основных направлений метафизического способа мышления, механицизм не способен учесть реальной диалектической сложности движения и строения материального мира. Механицизм (как философская позиция) обусловил мировоззренческий кризис в 19 в. в ряде отрослей естествознания и связанных с ними областях философии, так новое открытие, радикально преобразовавшее естественно научное познание и углубившее его основы, требовали диалектического осмысления. В этот период механицизм привел многих естествоиспытателей к агностицизму, витализму и идеализму. Для естествознания 20 в. характерно преодоление механицизма, связанное с освоением диалектического метода познания. 1. Механицизм, его развитие и основные положения Естествознание с античных времен определяло наше отношение к природе, и его роль все более возростала с тех пор, как предсказания важнейших научных теорий стали многократно подтверждаться опытом. ............ |