Часть полного текста документа:ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА. Ф. возникла в конце 7-6 в до н.э. Ф. относится к мировоззрению. Мировоззрение (М)? совокупность общественных взглядов, оценок, представлений о мире и месте в нем чел. В стр-ре М выделяются несколько составляющих: [ADV1]а) Мироощущение? находится эмоционально-психологическая сторона М б) Мировосприятие? находится формирование познавательных образов на основе наглядных представлений. в) Миропонимание? все взгляды, представления связанные с пониманием, с объективным. Ф. относится к миропониманию. Выделяют 2 осн уровня М: обыденный? сосредотачивает представления, взгляды, оценки каждого отдельного человека. Характер: хаотичность представлений; наличие заблуждений в рамках обыденного М; догматичность (представления, кот не подвергаются критике, устоявшиеся представления). Теоретический уровень? К нему относится Ф. Характерно построение цельной,структурной системы, стремление к истине, стремление избавиться от характеристик обыденного уровня. Характер: все противоположное обыденному уровню. При соотношении Ф и М заметно, что Ф явл. в историческом смысле далеко не первым типом М, а самым поздним из всех существовавших. Самый первый тип М? миф. Миф? особый тип М для кот. характерны единство, слитность, нерасчлененность, универсальность. Представляет собой собрание всего, что знал чел о мире. Гл. ф-ция мифа? регулирующая. В рамках мифов происходило накопление и сохранение знаний. При исследовании эпоса Гомера было обнаружено >30 практических мер врачевания; найдена Троя. В 6 в до н.э. начинает появляться др тип мировоззрения? Религия. Оно близко к мифическому, много сходств, но даже в современных религиях есть мифические представления. Самое главное отличие? миф не разделяет земное (естественное) и сверхестественное, а религия четко их разделяет. Р в переводе означает благочестие. Р? такой тип М для кот. характерно удвоение мира на мир естественный (посюсторонний) и мир сверхъестественный (потусторонний). Гл. признак Р? вера в реальное существование сверхъестественного. Ф опирается на разум, а для Р вера всегда стоит выше разума. В это же время, ( 6-5 в до н.э. начинает формироваться наука (преднаука, первое научное представление). Научные представления начинают ставить под сомнение мифы. Но наука не способна выполнить мировоззренческую ф-цию и нишу занимают Р и Ф. Ф? такой тип М кот. представляет собой систему самых общих представлений о мире и месте в нем чел. Ф. прошла долгий путь, прежде чем перешла в культуру. Первый, кто предпринял попытку выделить Ф, как особую отрасль знания в отдельную систему мировоззрения был Аристотель в 4в. до н.э. Специфика философского знания: Первым употребил слово философ Пифагор. Дословный перевод с древнегреческого философия означает любовь к мудрости. (Только богу доступна истинная мудрость? софия). Ф составляет триединство содержания, метода, цели (специфика Ф): 1. содержание? Ф попыталась объяснить мир в целом, этим отделив себя от частных наук (только части реальности). 2. методы? Ф всегда ориентировалась на рациональное понятие действительности, рациональные методы познания ( с помощью разума). 3. цель? в конечном итоге? постижение истины (как и гл. цель для науки). Для Ф характерно, что истина всегда носит целостный оттенок. Рассел (англ.) определил место Ф как ничейную землю между наукой и религией. ............ |