Часть полного текста документа: Страх - это возможность свободы, только такой страх абсолютно воспитывает силой веры, посколь- ку он пожирает все конечное и обнаруживает его обманчивость. Серен Кьеркегор Датский философ Серен Кьеркегор опубликовал основные свои работы в 40-х годах 19-го столетия. Это было время, когда рацоналистическая философия окончательно утвердила свои позиции в западно-европейской мысли. Именно к этому времени выходят основные работы Гегеля, философия которого была наиболее популярна в эти годы. Рационализм "пустил свои корни" в науку, культуру, этику, быт и даже в религию, перекроив по своему догматы христианства. Поэтому, ирраци- онализм Кьеркегора, хотя и произвел резонанс в философии того времени, но, все же, остался "невостребованным". Философия Кьеркегора по новому началась осмысливаться только в 20-м веке. Идеи датского философа повлияли на творчество Мартина Хайдеггера, Карла Ясперса, Льва Шестова, Жан Поль Сартра, Альбера Камю и многих других философов экзистенциалистской направленности. Кьеркегора по праву можно назвать "предтечей экзистенциализма". Именно Кьер- кегором были заложены основные категории экзистенциализма: страх, отчаяние, вина, абсурд и др. В своих работах Кьеркегор ведет полемику с Декартом, Кантом, Лейбницем и, конечно, Гегелем. При чтении его произведений чувствуется восхищение античной философией и, прежде всего, Сократом. Но главным источником вдохновения Кьеркегора остаются Слово Божье и протестантская догматика. В отличие от философов-рационалистов, датский философ и не пытается строить метафизические "картины мира", не создает никаких философских систем. В предисловии к своему первому крупному произведению "Страх и трепет" Кьеркегор иронично (а ирония - одна из характерных особенностей его произведений) пишет: "Создатель данного произведения никоим образом не является философом, он не понял настоящей фило- софской системы, он не знает, есть ли тут какая-нибудь сис- тема и завершена ли она; для его слабой головы уже дос- таточно одной самой этой мысли, а такую несчастную голову должен в наше время иметь всякий, поскольку у всякого есть эти несчастные мысли". Именно таким "несчастным мыслям" посвящено творчество Серена Кьеркегора. В своих работах Кьеркегор по-своему развивает "старую и достойную внимания философскую терминологию : тезис, антитезис, синтез". Человек есть синтез бесконечного и ко- нечного, временного и вечного, свободы и необходимости. Синтез - это отношение двух членов. Это отношение полагает дух. А отношение, которое относится к самому себе это есть Я. Вследствие синтеза этих противоположностей Я любого че- ловека всегда пребывает в страхе и отчаянии. И чем выше са- мосознание индивида, тем глубже эти страх и отчаяние. То- лько через качественный прыжок к Богу (впоследствии экзис- тенциалисты, в частности Камю (см. "Миф о Сизифе"), назвали это "экзистенциалистским прыжком") страх и отчаяние могут быть опосредованы (хотя, в строгом смысле слова, гегельян- ский термин "опосредование" здесь не совсем применим). Только через веру в Бога, а именно, в Христа, человек может быть спасен. "Если бы у человека не было вечного сознания, если бы в основе всего лежала лишь некая дикая сила - сила, что, сплетаясь в темных страстях, порождает все, от велико- го до незначительного, если бы за всем была сокрыта без- донная пустота, которую ничем нельзя насытить чем была бы тогда жизнь, если не отчаянием?" Именно, этой мыслью прони- заны все сочинения Кьеркегора. Все идеи Кьеркегора не идут в разрез с протестантской догматикой, однако, человек есть свобода и, поэтому, он сам должен найти путь к Богу и только "в качестве единичного индивида стоит в абсолютном отношении к абсолюту" ,т.е. ............ |