Содержание
Введение
1. Основная часть
Заключение
Литература
Введение По своему содержанию русская философия универсальна - она касается самых разных вопросов и тем. И составляющие ее - те же самые, что и у любой другой национальной философии, достигшей значительной степени развития. Она имеет полный набор компонентов, свойственных философской системе. Еще в Киевской Руси в совокупности философского знания намечаются контуры философии в истории. Специальные исследования позволяют считать, что именно она составила "стержень философских исканий киевских книжников". Специфика русской философии, когда речь идет о ее содержательной сфере, не только в исключительной значимости социальной тематики. Ни одна философия в мире, по-видимому, не была занята так много судьбами собственной страны, как русская. Что происходит с Россией, что ее ждет и что в связи с этим делать? Вот те проблемы, которые решались философами самой различной ориентации.
1. Основная часть Уже в средние века, когда философские идеи не были еще четко отдифференцированы в общественном сознании, в среде книжников сложилось представление, что русская земля особенна и неповторима. Своеобразие ей придает прежде всего православие, которое и в самом деле, как, впрочем, и всякая иная религия, отражает действительность достаточно полно и разнообразно, хотя и не тождественно гносеологически. уже в средние века русской мыслью отечество сопоставляется с Западом, и только с Западом. Сказывались, конечно, географическая принадлежность государства к Европейскому региону и религиозная - к христианству. Было и еще одно обстоятельство, обращавшее взоры мыслителей русского средневековья на запад: страны, расположенные там, приобретали все большую значимость во всемирной истории. Ход ее не равномерен. Он не отмечен соразмерностью в движении различных стран и регионов. Отдельные части социального мира время от времени набирают скорость, совершают рывки. Одни из них уходят вперед, другие отстают. Происходит смена лидеров. Ведущая роль, выполняемая в истории, от одних народов и государств переходит к другим, так что мировой социальный процесс уподобляется эстафете. На Руси сложились порядки, соответствовавшие восточноевропейским условиям: особая форма феодализма, не похожая на его западные варианты, своеобразные культура и быт. Иконопись, фресковая живопись, архитектура того времени до сих пор не утратили силы своего воздействия. В философии истории отдается должное и системе государственного управления. В ХVII в. стало выясняться, что уровень социального бытия в России иной, чем на Западе. Английская революция дала мощный толчок общеевропейскому процессу. Европа все более обуржуазивалась - со всеми последствиями этого для нее самой, ее периферии и ближайшего окружения, а также в конечном счете и для всего мира. Новые проблемы обозначились и в русской мысли. Если раньше речь шла об отличиях в пределах некоей целостности - феодального мира, - и можно было рассуждать о том, кто лучше овладел теми же ценностями и воплотил их в реальность, то отныне для сопоставлений фактически требовались иные параметры. В ХVII в. происходит брожение в русском общественном сознании, и это, по крайней мере отчасти, является реакцией - осознанной или же неосознанной - на социальную трансформацию Запада. ............