Попытки Украины стать достойным членом Европейского сообщества неразрывно связаны с изменениями в правовой системе страны.
Можно с уверенностью утверждать, что изменения основных правовых течений и ручейков, которые влияют на законотворчество национальное и общеевропейское, будут отображаться и в правовой системе Украины. Давать этому оценку не является целью этой статьи, поскольку процесс более полного и глубокого регулирования нормами закона сфер жизни однозначно является положительным.
Ни для кого не секрет, что революционный и основной передел сфер влияния в Украине состоялся в начале 90-х. А секретом является то, сколько средств было отмыто до зеркального блеска в тот благодатный для всего противозаконного периода.
Таким образом, разработка закона, призванного установить порядок контроля и наблюдения за движением средств, была, есть и будет объективно оправданной и необходимой.
Огорчает тот факт, что такой закон появился под внешним влиянием, а не был вызван активной законотворческой позицией украинских парламентариев.
Законодательство об «отмывании денег»
28 августа 2001 года общими усилиями Кабинета Министров Украины и Национального банка Украины было принято Постановление N 1124 «Сорок рекомендаций Группы по разработке финансовых мероприятий борьбы с отмыванием денег (РАТР)». Суть данного акта состоит в том, что в стране должна быть налажена система контроля и наблюдения за денежными потоками, которые имеют сомнительное происхождение, создана соответствующая система органов, призванных осуществлять такой контроль и мониторинг, принципы проведения международного сотрудничества и тому подобное.
Хотелось бы подчеркнуть, что соответствующие учреждения и организации при наличии лишь подозрения относительно сомнительного происхождения или использования средств обязаны совершать ряд действий, предусмотренных этим Постановлением и соответствующей нормой закона. И главное, каждая страна должна предусмотреть на законодательном уровне урегулирование вопросов относительно противодействия легализации (отмывания) денежных средств.
28 ноября 2002 года Верховная Рада приняла Закон Украины «О предотвращение и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» (далее по тексту — Закон).
Объектом регулирования Закона являются отношения в сфере предотвращения и противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и действия, направленные на борьбу с финансированием терроризма. В сущности, согласно Закону должен осуществляться финансовый мониторинг не только сомнительных финансовых операций, но и оборота любых денежных средств, которые имеют определённые признаки и превышают границы, установленные Законом.
Виды финансового мониторинга
Законодательство предусматривает два вида финансового мониторинга:
обязательный финансовый мониторинг — это совокупность мероприятий специально уполномоченного органа исполнительной власти по вопросам финансового мониторинга по анализу информации относительно финансовых операций, которая предоставляется субъектами первичного финансового мониторинга, а также мероприятий по проверке такой информации на соответствие законодательству Украины;
внутренний финансовый мониторинг— деятельность субъектов первичного финансового мониторинга по выявлению, согласно этому Закону, финансовых операций, которые подлежат обязательному финансовому мониторингу, и других финансовых операций, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов.
Фактическое различие между видами мониторинга состоит в субъектном составе. ............