Часть полного текста документа:Флеровский Василий М. Клевенский Флеровский (настоящая фамилия Берви) Василий Васильевич (1829-1918) - известный в свое время публицист и социолог, выступавший также в качестве беллетриста и критика. Сын профессора Казанского ун-та; по окончании в 1849 ун-та служил в министерстве юстиции и имел в виду получить профессорскую кафедру. В 1862 Ф. обратился к царю со смелым письмом-протестом по поводу ареста 13 мировых посредников Тверской губ., сделавших заявление конституционного характера; за это он был арестован, подвергся освидетельствованию умственных способностей и выслан в Астрахань. После этого он долго преследовался правительством: высылался в Сибирь, Вологду, Архангельскую губ., жил под надзором полиции в разных провинциальных городах. В начале 70-х гг. имел связи с революционными кружками чайковцев и долгушинцев; для последних написал в 1873 агитационную брошюру "О мученике Николае и как должен жить человек по закону правды и природы", напечатанную в Швейцарии. В том же году в переделанном виде под заглавием "Как надо жить по закону природы и правды" брошюра была отпечатана Долгушиным летом в дер. Сареево. Литературная деятельность Ф. была весьма разнообразна; он выпускал работы по вопросам социально-философским, экономическим, правовым и пр. Участвовал в "Современнике", "Дне", "Отечественных записках", "Неделе", "Слове", "Русской мысли", "Русской речи", "Устоях" и пр. Часть его работ была издана нелегально за границей и подверглась конфискации в России. Наибольшей популярностью пользовалась его вышедшая в 1869 книга "Положение рабочего класса в России". Другой настольной книгой для революционной молодежи 70-х гг. была его "Азбука социальных наук" (1871). Книга его "Положение рабочего класса в России" вызвала одобрительный отзыв К. Маркса, подчеркнувшего в ней правдивость изображения русской жизни. Маркс назвал ее "самой важной книгой, вышедшей после "Положения рабочего класса в Англии" Энгельса". Флеровский был чистокровным идеалистом, убежденным, что для перестройки общественных отношений людям достаточно понять неразумность и несправедливость существующего строя. Ф. решительно отвергал классовую борьбу. Тем не менее он дал сильную критику русских общественных отношений, пропитанную ненавистью к правительству и помещикам, и восхвалял западноевропейский конституционный строй. В 70-е гг. теории Ф. оказывали сильное влияние на энтузиастически настроенных молодых народников. Как литературный критик Ф. выступил в 1868 со статьей "Изящный романист и его изящные критики" (подпись "С. Навалихин"), направленной против "Войны и мира" Л. Толстого. Ф. здесь доказывает, что любимые герои автора совершенно лишены нравственного чувства, тупы и необразованны; что в романе дается ряд "возмутительно грязных сцен". Ф. совершенно не понял величайшего создания русской литературы. Ф. написал обширный роман "На жизнь и смерть" (1877), изданный за границей, и несколько повестей ("В глуши", 1856, "Галатов", 1879, "Философия Стеши", 1882, "Забытая история", 1880). В романе и в повестях Ф. дал образы революционеров, пропагандируя дорогие ему идеи альтруизма и энтузиазма; много внимания Ф. уделял своей идее создания новой религии, основанной на разуме. Беллетристические произведения Ф., тягучие и многословные, не показывают в нем художественного дарования и не пользовались никаким успехом даже в свое время. ............ |