Часть полного текста документа:Фишер Куно И. Эйгес Фишер Куно (Kuno Fischer, 1824-1907) - немецкий историк философии, с конца 1856 по 1872 профессор в Иене, затем до конца жизни - в Гейдельберге. Как мыслитель Ф. один из первых начал в немецкой философии поворот к Канту. Работы Ф. по эстетике и литературе: "Диотима, идея прекрасного" (Diotima, die Idee des Schonen, 1849), "О возникновении и формах развития остроумия" (Uber die Entstehung und Entwicklungsformen des Witzes, 1871) и широко известные - о Шекспире, о Гёте, о Шиллере, о Лессинге. Метод рассмотрения поэтического творчества у Ф. тот же, что и философского: он оценивает и то и другое прежде всего в связи с историей развития личности автора. В работе о "Фаусте" Гёте (Goethe's Faust, uber die Entstehung u. Composition des Gedichts, 1878) Ф. исследует вопрос о возникновении идеи и композиции поэмы, предварительно рассмотрев античные сказания о магах, средневековые о Фаусте, поэмы о нем до Гёте; сопоставляет "Фауста" Гёте с первоначальным наброском поэмы, т. н. "Прафаустом". Ф. отвергает толкования "Фауста" Гёте, исходящие из признания единой идеи, проникающей всю поэму. Такого единства, по Ф., в поэме нет, но в ней есть единство личности и истории развития поэта, так как поэма росла и развивалась вместе с ним. Ф. писал еще об "Ифигении" (Goethe's Iphigenie, 1888), "Тассо" (Goethe's Tasso, 1890), о сонетах Гёте (Goethe's Sonettenkranz, 1896). У Ф. имеются работы о Шекспире - "Шекспир и легенда о Беконе" (Shakespeare u. d. Bacon-Mythen, 1895), "Развитие характера Ричарда III" (Shakespeare's Charakterentwicklung Richard's III, 1868), "Гамлет" (Shakespeare's Hamlet, 1896). Наиболее значителен этюд о последнем произведении. Ф. ставит себе задачей понять характер Гамлета в связи со всем художественным целым трагедии. По мнению Ф., непосредственное чувство мести, которым действительно полон Гамлет, борется в нем с встречным потоком скорбных чувств, с жаждой смерти, вырастающей до мировой скорби, до подлинно пессимистического мировоззрения. В этом именно основание раздвоенности и бездейственности Гамлета, скованности его воли, а не в том, что он будто бы от природы меланхолик или вялый и слабый человек. Ф. принадлежат статьи о Шиллере, из которых отметим этюд "Шиллер как философ" (Schiller als philosoph, 1859), где Ф., с отличающим его даром развивать чужие воззрения как свои собственные, анализирует работы поэта по философии искусства, которым придает крупное значение как продолжению и развитию взглядов Канта. В книге "Лессинг как преобразователь немецкой литературы" (Lessing als Reformator der deutschen Literatur, 1881) Ф. видит в великом представителе немецкого просвещения сочетание критика и художника. Детально анализируются фабула, развитие действия и характеры всех персонажей главных драматических произведений Лессинга. Сопоставляются художественные произведения Лессинга с его критическими и философскими работами. Литературоведческие этюды Ф. написаны ясно и просто, увлекают стройностью концепций и в свое время имели крупное значение. И теперь еще мимо этих работ нельзя пройти, хотя ограниченность Ф. - философа-идеалиста - сказалась и на его литературоведческих трудах. Ф. не выходит за пределы индивидуальной психологии писателя и имманентного анализа его произведений. Список литературы I. Из историко-литературных трудов Ф. на русский яз. переведено: Публичные лекции о Шиллере, М., 1890 Г. Э. Лессинг как преобразователь немецкой литературы. Пер. И. ............ |