Часть полного текста документа:ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ И КОНТРОЛЬ ПО ФИЗИОЛОГИИ ПРЕДИСЛОВИЕ Учебное пособие представляет собой способ безмашинного программированного обучения и контроля знаний,основанный на принципе линейного программирования с конструктивными ответами. Его цель - помочь студентам в изучении физиологии,а преподавателям - в контроле успеваемости учащихся. Этот метод разработан Г.И.Косицким в 1964-65 гг и (как показал опыт,накопленный на кафедре физиологии Российского государственного медицинского университета) является весьма эффективным в обучении студентов. Известно,что при машинном программированном контроле чаще применяется метод выбора правильного ответа среди многих других - неправильных ответов.Такой контроль не способствует развитию логического мышления,ответы нередко строятся на догадках,при этом могут формироваться и ошибочные представления. Разработанный Г.И.Косицким способ дает возможность конструировать ответы,что помогает выработать навыки логического мышления,творчески использовать фактический материал и более прочно его усвоить,глубже изучить предмет. Предлагаемое пособие отвечает этим требованиям,оно является также важным элементом унификации преподавания и может быть использовано на кафедрах физиологии различных ВУЗов. Построенное,в основном по принципу,разработанному Г.И.Косицким,данное пособие имеет и существенные отличия. Во-первых,оно включает дополнительные вопросы по особенностям физиологии детей (к каждому занятию-теме разработано 15 таких вопросов,что соответствует числу билетов для одного занятия).Эти вопросы даны последними в конце темы,имеют собственную нумерацию и отделены чертой от остальных вопросов. Во-вторых,оно состоит из двух частей,каждая из которых имеет различное назначение.Первая часть представляет собой перечень вопросов по всем разделам физиологии и включает 60 таких вопросов по теме каждого занятия.Вторая часть пособия содержит ответы на все вопросы первой части (ранее издавались только вопросы). Издание ответов к вопросам программированного контроля может встретить и возражение,заключающееся в том,что студенты будут "механически" заучивать ответы на отдельные вопросы и получать фрагментарные представления о предмете.Однако,с нашей точки зрения,это возражение не обосновано,поскольку в учебном пособии разработаны различные вопросы,в том числе и по важнейшим физиологическим константам,знание которых обязательно для каждого студента и будущего врача.Большая часть вопросов требует не запоминания той или иной константы,а логического мышления при конструировании ответа на вопросы: как,почему,каким образом? Для ответа на подобные вопросы необходимо иметь глубокие знания механизмов физиологических процессов,закономерностей деятельности органов и систем,обеспечивающих гомеостаз,знания механизмов регулирования физиологических функций организма.Ряд вопросов представляет собой задачи,которые необходимо решить,то есть,подавляющее большинство вопросов требует не заучивания отдельных положений,а понимания дисциплины. Таким образом,предлагаемое учебное пособие по физиологии будет способствовать усвоению основного содержания предмета,развитию логического,творческого мышления учащихся,стимулировать их к более глубокой подготовке к каждому занятию (программированный контроль с оценкой знаний студентов проводится на каждом занятии),служить полезным справочником для преподавателей и способствовать унификации преподавания,а также облегчит труд преподавателя по контролю за обучением студентов. ............ |