Формирование физической культуры личности курсантов высших учебных заведений МВД России с использованием компьютерных технологий
Проблема взаимообусловленности процесса профессионально-прикладной физической подготовки и формирования физической культуры личности в системе профессионального образования рассматривалась в трудах многих отечественных специалистов. Например, созданная под руководством М.Я Виленского[1] и П.А. Виноградова концепция определяет вектор процесса физического самовоспитания, самосовершенствования и саморазвития личности, ее общекультурного уровня. В концепции интегральной целью физического воспитания для ступеней системы образования выступает физическая культура личности как органическое единство знаний и убеждений, ценностных ориентаций и мотивационно-потребностной сферы, физического совершенствования и практической деятельности. Однако, несмотря на четкую формулировку задач в директивных документах, структура и содержание физической подготовки обучаемых, в частности, в плане соотношения общей и профессионально-прикладной подготовки с точки зрения влияния ее на формирование физической культуры личности в целом, на наш взгляд, раскрыты недостаточно.
Смена эпох, переживаемая в нашей стране и миром, прежде всего, затрагивает характеристики личностного развития человека. Это предполагает переориентацию целей, смысла и содержания физического воспитания курсантов учебного заведения с упором на роль этого предмета не только в их профессиональной деятельности, но и общей гуманитарной подготовке, культурном и гуманистическом потенциале человека.
В любых видах деятельности профессиональный рост специалиста включает в себя в качестве основополагающего компонента физическую культуру. Физическая культура является первой жизненной и производственной потребностью, так как является совокупностью физических и духовных сил, которыми располагает организм человека (В.К. Бальсевич[2], М.Я. Виленский, В.Н. Курысь, Л.И. Лубышева[3], Н.Х. Хакунов и др.).
Исходя из культурологического подхода, личная физическая культура является универсальной характеристикой деятельности индивида, определяя его социально-гуманистическое содержание, поэтому главной целью физического воспитания курсанта является формирование физической культуры личности, под которой понимается активное воздействие не только на физические способности человека, но и, прежде всего, на чувства и сознание, психику и интеллект (В.К. Бальсевич). Все это обеспечивает формирование устойчивых социально-психологических проявлений положительной мотивации, ценностных ориентаций, интересов и потребностей в сфере физической активности, физической культуры (М.Я. Виленский).
Важную роль в формировании личной физической культуры курсанта играет освоение им определенной суммы знаний для практической деятельности. Но в объеме знаний курсанта менее всего обеспечен комплекс знаний, который призван обеспечивать обретение культуры личности, ценностно-мотивирующее основание, с помощью которого человек решает смысложизненные вопросы своего бытия. Возникло существенное расхождение между профессионально-функциональным знанием и знанием, которое «обслуживает» повседневное бытие человека, где приобретается личный опыт жизни. ............