Департамент образования Иркутской области
ОГОУ СПО «Тулунский педагогический колледж»
Отделение социально-педагогических наук
Курсовая работа
По методике преподавания иностранного языка
«Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка как объект педагогического процесса»
Тулун 2008
Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты формирования коммуникативной компетенции в рамках педагогического процесса
1.1 Актуализация лингвистического образования как концептуальной основы коммуникативной компетенции
1.2 Лингвистическая компетенция как одна из составляющих иноязычной коммуникативной компетенции
2. Практические аспекты формирования коммуникативного подхода в развитии языковой личности при обучении иностранному языку
2.1 Коммуникативная компетенция как новый тип содержания образования в школе
2.2 Виды коммуникативной компетенции и способы формирования в современном обществе
Заключение
Библиография
Введение
Современное российское общество стоит перед лицом острейших социально-политических, межэтнических, межкультурных, коммуникативных проблем. Именно образование во все времена содействовало сохранению устойчивости общества, модификации форм и типов взаимоотношений людей. В настоящие время общество характеризуется усилением социальной мобильности, развитием контактов всех уровней, резкими изменениями ценностных ориентиров. Все вышесказанное делает особенно актуальной проблему формирования толерантного сознания и коммуникативной компетенции как стабильных характеристик личности подрастающего человека. Решение этой проблемы становится сегодня действительным приоритетом педагогической науки и практики.
Особый интерес сегодня представляет коммуникативный фактор, влияющий на контакты между национальностями, иерархию их ценностей, о возможности преодоления расовых (национальных) предубеждений и дискриминации. В последнее время большое внимание уделяется проблемам развития коммуникации и компетенции. Значимыми для нашего исследования явились работы, посвященные раскрытию понятия компетенций и компетентностного подхода в современном образовании. В языкознании эта проблема исследуется с точки зрения выявления единиц, отражающих специфику языка, проблем вербальной и невербальной коммуникации при диалоге культур, языковой интерференции. В педагогике исследуемая проблема рассматривается с точки зрения общей интеллектуальной компетенции учащихся, иноязычной компетенции студентов. В то же время, как свидетельствует обзор состояния изученности избранной нами темы, несмотря на довольно устойчивый интерес к ней широкого круга ученых и педагогов, до сих пор нет монографического исследования теории и практики формирования коммуникативной компетенции, учащихся на уроках иностранного языка, хотя имеющиеся работы составляют для этого серьезную научную источниковедческую базу.
Вышеизложенное позволяет утверждать, что в современной теории и практике существует противоречие между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к решению проблем использования коммуникативной компетенции учащихся, с одной стороны (С.Е. Шишов), недостаточной теоретической и практической разработанностью принципов и методов коммуникативного образования средствами иностранного языка, с другой стороны (В.А. ............