Часть полного текста документа:ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.С. ПУШКИНА ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОБЛЕМАМИ В ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ Студентки 5 курса факультета Коррекционной педагогики и специальной психологии Маркевич Ирины Анатольевны Научный руководитель __________________ Санкт - Петербург 2001 год СОДЕРЖАНИЕ Введение ................................................. 3 Глава 1. Теоретические основы проблемы общения детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии......................... 5 1.1. Особенности формирования общения детей дошкольного возраста с нормальным психическим развитием................... 5 1.2. Понятие "задержка психического развития" и ее классификация......................... 18 1.3. Особенности общения детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии..................................................... 19 Глава 2. Направление коррекционной работы по формированию общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии............................... 26 2.1. Методика экспериментального исследования.................................................. 26 2.2. Особенности общения со взрослыми старших дошкольников с задержкой психического развития.................................. 31 2.3. Развитие общения у дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии в процессе обучения....................................... 35 Заключение............................................ 48 Список использованной литературы.......... 50 Приложение....................................... 53 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы. Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Большое значение придается проблеме психологической подготовки детей к школе, в решении которой ведущую роль играет общение с взрослым как центральное звено когнитивного и волевого развития ребенка. В последние годы отечественные исследователи уделяли большое внимание проблеме общения нормально развивающихся дошкольников (З.М.Богуславская [3], Л.Н.Галигузова [16], М. И Лисина [28], Е.О.Смирнова [46] и др.). Однако до сих пор, несмотря на значимость проблемы, недостаточно изучены особенности общения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта (Д.Й.Аугене [1], Ж.Н.Головина [14], Е.С.Слепович [44]), не разработана система работы по развитию общения. Цель исследования состояла в разработке методической системы, направленной на формирование у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта внеситуативных форм общения с взрослыми. Цель дипломной работы была реализована в процессе решения следующих задач; 1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме. 2. Разработка системы работы по развитию внеситуативных форм общения у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. 3. Выявление особенностей общения с взрослым детей старшего дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии. Гипотеза исследования. Несформированность внеситуативных форм общения у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью связана не только с недостатками их познавательной деятельности, но и с отсутствием системы работы по их формированию. Внеситуативные формы общения могут быть сформирована у дошкольников в ходе специально организованных занятий. Объект исследования - общение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Предмет исследования. ............ |