Тема 1. Формирование рыночных структур в сфере обращения
Вопросы:
1.1 Проблемы преобразования организационных форм инфраструктуры
1.2 Развитие действующих и создание новых элементов инфраструктуры
1.3 Программа развития инфраструктуры товарных рынков
1.1 Проблемы преобразования организационных форм инфраструктуры
Инфраструктура рынка - это обслуживающая часть любой функциональной структуры.
Рыночная инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых форм и субъектов рынка, обеспечивающих функционирование рынка. К первым относятся: кредит, налог, эмиссионная, таможенные системы, а также системы страхования и системы коммуникаций.
К субъектам рынка относятся: предприятия оптовой и розничной торговли, ярмарки и аукционы, различного рода биржи, банки, налоговые инспекции, подразделения таможенных служб, предприятия связи, транспорта, различные фирмы, осуществляющие какие-либо услуги (реклама, хранение грузов, исследовательские работы, предоставление различной механизации и.т.д.).
Очень важным моментом является складывающаяся конъюнктура рынка – это конкретная ситуация, сложившаяся на рынке на определенный момент времени, а также совокупность причин обусловивших ее состояние.
Основными параметрами, характеризующими конъюнктуру рынка, являются: соотношение спроса и предложения, емкость рынка, уровень цен, темпы инфляции, тенденции функционирования рынка, степень конкуренции и состояние товарных запасов.
На рыночную конъюнктуру оказывают влияние следующие факторы:
· Тенденции развития коммерческой экономики.
· Финансы, кредит, налог и таможенная политика государства.
· Эффективность внешней политики государства и состояние внешних экономических связей.
· Демографическая ситуация в стране или регионе.
Происходящие перемены в рыночной экономике сопровождаются как положительными, так и серьезными негативными моментами:
· Установление тенденции спада товарного производства в отечественной промышленности сельском хозяйстве, усиленным структурным характером процесса.
· Сокращение поступления товаров из стран СНГ.
· Незначительный объем закупок по импорту за счет централизованно выделяемых валютных средств.
· Стал, заметен недостаток предложений дешевых товаров массового спроса и товаров первой необходимости, детских товаров.
· Снижение качества товаров, в т.ч. появления на рынке множества импортного фальсифицированного товара.
· Относительное насыщение рынка потребительскими товарами (это плюс), но значительно увеличились цены.
· Снижение платежеспособного спроса в связи с падением жизненного уровня основной части населения:
· Резкая дифференциация, как по объемам, так и по структуре и по группам населения, имеющим разный средний душевой доход.
· Увеличение спроса на дорогостоящий товар для слоев населения с высоким и сверхвысоким доходами.
· Формирование цены на товары связано не столько с их качеством и затратами на производство, сколько с условием приобретения и доставки их на рынок
· Увеличился объем нерациональных перевозок.
· Оказалась значительно нарушенной стабильность взаимоотношений между хозяйствующими партнерами.
· Возросла звенность циркуляции товаров, через корпорацию организации.
· Продолжается практика товарообмена в небольшом количестве на бартерной основе.
· Наиболее эффективные звенья инфраструктуры оптового рынка остаются недоразвитыми.
· Сохраняется низкий уровень сервиса и других видов услуг, при чем существует искусственное их отделение от функций реализации товаров.
· До сих пор не решен вопрос совершенствования и превращения рынка продавца в наиболее цивилизованную систему продукции рынок покупателя.
· Невысокий уровень развития материально-технической базы, коммуникационной и информационной базы распределения материальных ресурсов. ............