Районная типография
Как известно, печать периодических изданий является одной из основных задач, стоящих перед полиграфической отраслью. Трудно найти город или поселок, который не имел бы местную газету или журнал. Да что там город, собственные издания не редко можно встретить и у отдельных промышленных предприятий или учреждений. Количество периодики не уменьшилось с эпохой всеобщей коммерциализации, когда государственным организациям пришлось начать считать деньги и надеяться на себя. Наоборот, к государственным типографиям и редакциям присоединилось множество частных предприятий. Сокращения не произошло даже из-за того, что по экономическим прикидкам печатание газет является делом убыточным. Судите сами, стоимость оборудования и расходных материалов растет, а газету дороже тех же двух рублей все равно не продашь. Но, как выяснилось, скрасить положение может не только выручка от реализации газет и журналов. На сегодняшний день основными средствами существования редакций и типографий явились доходы от коммерческой рекламы и спонсорские пожертвования учредителей. Жизнь показала, что от любой газеты можно получить ощутимую отдачу, даже если она и не эффективна с экономической стороны. Действительно, сила четвертой власти сейчас признана всеми, и любой более-менее значимый руководитель всеми силами старается установить контроль за местными печатными органами. Прошедшие в декабре выборы ярко показали, что информация является очень дорогим товаром, и кто контролирует средствами ее подачи, тот может манипулировать общественным сознанием и настроем людей. Ставки здесь велики, ведь власть во многих случаях дороже денег. Недаром одним из последних постановлений, подписанных Владимиром Путиным, явились поправки к закону "Об экономической поддержке районных (городских) газет". Теперь все эти печатные издания будут финансироваться не через органы государственной власти субъектов федерации, как было прежде, а напрямую через федеральные органы исполнительной власти в лице Минпечати. Речь идет о суммах порядка 60 млн. рублей полученных редакциями в 1999 году и 150 млн. рублей, запланированных на 2000 год.
Возможно именно поэтому полиграфия, в отличие от других отраслей промышленности, пострадала в меньшей степени с началом рыночных преобразований в стране. Как ни странно, количество наименований периодических изданий не только не сократилось, но и выросло. Даже кризис не смог серьезно повлиять на этот процесс. На сегодняшний день только в реестре городских и районных газет России насчитывается более 2000 газет и журналов, не считая частных издателей, против 1200 в 1993 году. Это дает почву для создания новых типографий, которые собственно и осваивают большую часть выделяемых на полиграфию денег. Со слов М. Лесина (на совещании от 10.11.99) только за последний год лицензии на полиграфическую деятельность получили 480 новых типографий, а их общее количество превысило 6 тысяч. С другой стороны, работать полиграфическим предприятиям становиться все сложнее, так как одновременно с увеличением номенклатуры, значительно уменьшились тиражи газет и журналов. Так если до перестройки несколько изданий имели 10 миллионные тиражи, то сейчас, газету со 200 000 тиражом можно пересчитать по пальцам. Средние тиражи уменьшились в 3-5 раз. Посмотрим, что же означают такие преобразования для типографий с точки зрения технологии. ............