Часть полного текста документа:Где Святая София, там и Новгород С этим храмом на протяжении почти десяти веков была связана не просто религиозная и гражданская жизнь Новгорода, но сама душа, сама духовная суть города. Новгородцы относились к св. Софии как к своей покровительнице и утешительнице в скорбях и несчастьях. Всё, что так или иначе связанно с Софийским собором и судьбой его служителей, новгородских иерархов, тщательно фиксировалось в летописях. София была для новгородцев не только кафедральным соборным храмом, но и "училищем благочестия". При всей сложности, конфликтной жизни Новгорода Софийский собор, у стен которого не случайно собиралось вече, был символом, объединявшим всех новгородцев в "единое чувство, единые уста". Он является для них единственным воплощением Православной веры. Так что вместо того, чтобы сказать: "Умрём за отечество, за свою землю", - новгородцы говорили: "Умрём за святую Софию". По свидетельству летописца, Великий Новгород "со всею землёю" находиться под особым покровительством св. Софии. Собор со своими святынями, с епископом был связующим звеном для всех концов города. Более того - примиряющим началом в бурных, многочисленных распрях друг с другом. В походы уходили они тоже от стен святой Софии, испросив предварительно святительское благословение и с кличем: "Идём поискать земель св. Софии Премудрости Божией". На что святитель отвечал: "Поищите св. Софии пригородов и волостей, поищите и своей отчизны". Вера в таинственный смысл св. Софии такова, что само избрание владык предоставлялось именно её усмотрению. На престол св. Софии полагались жребии избираемых: "Кого восхощет св. София Премудрость Божия престолу служебника имети, того жребий оставит на престоле своём". Новгородцы, говорит летописец, "не восхотеша от человек избрания, но восхотеша от Бога прияти возвещение". К покровительству св. Софии прибегали епископы, князья, горожане, когда в моменты острых социальных конфликтов и раздоров, грозивших смертельной опасностью для жизни, искали в Софийском соборе убежища. И здесь София была заступницей. Возведение столь великолепного и обширного храма уже само по себе должно было подчёркивать особое значение новгородской епископии, уподобляя её Киевской. Уже второму своему избранному епископу выхлопотали первый и единственный на Руси титул архиепископа (1165) г.). С тех пор владыка становиться центральной фигурой в общественной жизни города и имеет " руководительное влияние" не только на внутренние дела, но и на общий ход внешней политики. С расширением силы и власти новгородских архиепископов росло и их богатство. "Софийский дом" в итоге становиться экономическим и политическим центром всей новгородской земли. В XV в. великолепие владычного двора в Новгороде вызывало чувство если не зависти, то ревности московских государей. Штат новгородского архиепископа был известен под общим наименованием "Софьян". Служилый софийский чин составляли бояре, дети боярские, "старцы Софийскому дому". У владыки были свои дворецкие, казначеи, стольники, ключники и много других слуг, заведовавших разными частями обширного владычного хозяйства. В его распоряжении находился свой полк ратных людей - "владычный стяг". Начиная с XII в. новгородский владыка являлся и богатейшим землевладельцем. Обширные вотчины и имения приносили в его казну немалые доходы. ............ |