Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Л.Н.ТОЛСТОГО
Кафедра документоведения и стилистики русского языка
Курсовая работа
на тему:
Гендерная специфика информационных продуктов
Выполнила: студентка факультета
русской филологии
и документоведения
5 курса группы Г
Научный руководитель:
Тула-2009
Оглавление
Введение
Глава 1. Гендер и его реализация в современных СМИ
1.1 Понятие гендер в психологии
1.2 Исследование гендера в лингвистике
1.3 Гендерные требования к информационной политике и их реализация в современных СМИ
Глава 2. Гендерные особенности глянцевых журналов
Заключение
Список литературы
Введение
В конце XX – начале XXI веков началось активное исследование гендерных особенностей текстов, лингвистических механизмов проявления гендера в языке.
Каждая культура четко дифференцирует поведение человека в зависимости от пола, предписывая ему определенные социальные роли, манеру поведения, чувства и т.д. В этом смысле быть мужчиной или женщиной – это значит следовать определенным социальным ожиданиям, предъявляемым обществом к человеку на основании «правил пола».
Информационные продукты, предназначенные для мужчин и предназначенные для женщин, учитывают специфические особенности лингвистических механизмов проявления гендера в языке.
Тема исследования: гендерная специфика информационных продуктов.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время все большее внимание привлекается к тому, как каждое явление в мире распадается на два «поля» - мужское и женское. При этом общий инвариант приобретает в каждом поле ряд характерологических черт.
Объект исследования: тексты «глянцевых» журналов для мужчин и женщин.
Предмет исследования: гендерная специфика текстов глянцевых журналов для мужчин и женщин.
Цель исследования: выявить особенности выражения гендерной специфики информационных продуктов (на примере текстов глянцевых журналов для мужчин и женщин).
Задачи исследования:
проанализировать понятие «гендер» в современной лингвистике;
проанализировать позицию государства по отношению к информационной политике;
провести гендерное исследование текстов современной периодики.
Методы исследования: анализ литературы, контент-анализ текстов, лингвистический анализ текстов.
Структура работы. Работа состоит из введения (в котором обосновывается актуальность исследования, определяются его цели и задачи), двух глав и заключения.
Глава 1. Гендер и его реализация в современных СМИ
1.1 Понятие гендер в психологии
«В психологии гендер – это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина».
Социальные психологи считают, что две основные причины, из-за которых люди стараются соответствовать гендерным ожиданиям, - это нормативное и информационное давление. Термин «нормативное давление» описывает механизм того, как человек вынужден подстраиваться под общественные или групповые ожидания, что бы общество не отвергло его.
Наказание за отказ следовать гендерным ролям может быть жестоким. Аятолла Хомейни, правитель Ирана с 1979 до середины 1980-х гг. отменил все законы дающие женщинам хоть какие-то права, и приговорил к смертной казнив общей сложности 20 тысяч женщин, которые не соблюдали четкие правила, регламентирующие их одежду и поведение.
Информационное давление вызвано тем что, расширяя наши знания о себе и о мире, стремясь понять, какой позиции следует придерживаться в тех или иных социальных вопросах, мы в большей степени опираемся не на собственный опыт, а на информацию, предоставляемую окружающими. ............