XXXXI региональная научно-практическая конференция школьников и учащейся молодежи
Исследовательская работа по теме:
“Геометрические построения на местности с помощью циркуля и короткой градуированной веревки”
Секция: «математика»
Работа ученицы 8 класса
МОУ “Сорочинская СОШ”
Калачинского муниципального района Омской области
Искаревой Евгении
Руководитель:
Космачева Ольга Михайловна
учитель математики II категории
Калачинск, 2009 год
Оглавление
Введение
Задачи без использования градуированной веревки
Задача 1. Проложить прямую
Задача 2. Продолжить прямую
Задача 3. Найти точку пересечения двух прямых
Задача 4. Построение перпендикуляра к прямой
Задачи с использованием короткой градуированной веревки
Задача 5. Симметрия относительно точки (построение отрезка равного данному)
Задача 6. Построение прямой параллельной данной
Задача 7. Нахождение середины отрезка
Задача 8. Построение биссектрисы угла
Задача 9. Деление отрезка в данном отношении
Задача 10. Построения под заданным углом
Задача 11.Построение треугольника по двум сторонам и высоте к третьей стороне
Заключение
Литература
Введение
В школе мы довольно подробно изучаем геометрические построения с помощью циркуля и линейки, решая много различных задач.
Геометрические построения – это решение некоторых геометрических задач при помощи вспомогательных инструментов. А как решить такие же задачи на местности?
Ведь невозможно вообразить себе такой огромный циркуль, который мог бы очертить окружность школьного стадиона или линейку для разметки дорожек парка.
На практике картографам для составления карт, геодезистам для того, чтобы размечать участки на местности, например, для закладки фундамента дома, приходится использовать специальные методы.
Цель нашего исследования – изучить некоторые методы решения геометрических задач на местности, используя только циркуль (неотградуированное измерительное устройство – веревку) и короткую градуированную веревку, а также применить знания по геометрии к решению практических задач на местности.
Задачи:
рассмотреть актуальные задачи, связанные с геометрическими построениями на местности – провешиванием прямых, делением отрезков и углов, построение параллельных и перпендикулярных прямых и т.д.;
углубить имеющиеся знания по геометрии.
Гипотеза: мы предполагаем, что сможем решить некоторые геометрические задачи на построение, используя не классический набор инструментов (циркуль и линейку), а набор из циркуля и короткой градуированной веревки.
Задачи о построении на местности
Геометрия зародилась в глубокой древности, она изучает форму и взаимное расположение фигур в пространстве, которое нас окружает. В Древней Греции слова математика и геометрия были синонимами. Любые математические задачи, будь то доказательство свойств чисел или нахождение корней уравнений, решались геометрическими способами. Естественно, в такой ситуации важную роль приобрели задачи на построение. К построениям предъявлялись высокие требования точности, простоты, экономности. ............