Часть полного текста документа:Гимны революции и социализма в России Грачев В. Н. Проекты либеральных гимнов С начала 1917 г. Россия запела совсем другие песни. На волне всеобщей радости по поводу падения самодержавия к власти пришли либералы и масоны. Они считали себя новыми Маратами и Робеспьерами на русской почве. Их идеалом стали антимонархические установки времен французской революции. В общественный обиход они вводили французские революционные песни гимнического склада, с которыми Наполеон шел завоевать Россию в 1812 г. Спустя сто лет все менялось диаметрально противоположно. В феврале 1917 г. уже не французы, а лейб-гвардии Преображенский полк со всеми офицерами исполнял "Марсельезу", приветствуя председателя Государственной Думы М.В. Родзянко и члена Думы А.Ф. Керенского. А в армии французский "Гимн свободы" сменил "Боже, Царя храни" во время утренней и вечерней молитв. "Марсельеза" в обработке композитора А.К. Глазунова стала исполняться во всех абонементах Мариинского театра. "Марсельеза" не могла стать гимном России, поскольку уже была гимном Франции. А на открытие Учредительного собрания нужен был Русский национальный гимн. На эту роль стали готовить "Коль славен" Д. Бортнянского с новым текстом В.Е. Чечихина, в котором, в частности, провозглашались претензии России на духовное лидерство в мире. "Ты победишь весь мир, Россия!" - говорилось в нем. Но были и иные мнения. Некоторые предпочитали "Славься" М. Глинки с новыми словами. А. Городцев написал для него следующий текст: "Славься, свобода и честный труд! Пусть нас в темницу за правду запрут". Другие предлагали приспособить "Гимн Берендеев" из "Снегурочки" Н.А. Римского-Корсакова и т. д. Поиски нового гимна приобрели несколько иное направление в связи с приходом к власти большевиков в октябре 1917 г. Гимны Советской России и СССР Гимны февральской революции и Советской России (СССР) отличались от славильных песен предшествующей эпохи своим антиклерикальным содержанием. Но это были тоже своеобразные культовые песнопения, которые закрепляли ложные ценности в массовом сознании. Наряду с силовыми методами воздействия ("только попробуй усомниться: живо в ЧК окажешься!"), в них использовались и музыкальные средства утверждения новой "веры". Некоторые из них сформировались в предшествующую эпоху. Другие принес с собой ХХ век. Из прошлого в них перешли жанры марша и хорала. Новым стала светская массовая песня, которая в замедленном темпе напоминала церковный хорал, а в темпе шага обретала черты марша с характерным пунктирным ритмом. Массовая песня предполагала сразу две ситуации исполнения: распевный вариант в быту - в кругу друзей - и "шаговая" версия - во время праздничного шествия, когда маршевый ритм способствовал форсированному утверждению содержания песнопения. Такая двуплановость - песня и марш одновременно - оказалась отличительной чертой новых гимнов. "Интернационал" С приходом к власти большевиков в октябре 1917 г. первым Советским гимном стал партийный гимн "Интернационал". С 1906 г. он был гимном партии большевиков. Его словесный текст еще в 1780 г. написал Эжен Потье, а в 1888 г. Пьер Дегейтер на эти стихи сочинил музыку. В начале ХХ в. революционер А.Я. Коц создал русский текст на популярную в среде социал-демократов музыку. В. Ульянов (Ленин) после возвращения в Россию в апреле 1917 г. ............ |