Часть полного текста документа:Гитара от блюза до джаз-рока Особое место занимает гитара - и в первую очередь электрифицированная - в рок-музыке. Однако практически все лучшие рок-гитаристы выходят за пределы стилистики рок-музыки, отдавая большую дань джазу, а некоторые музыканты полностью порвали с роком. В этом нет ничего удивительного, поскольку в джазе сконцентрированы лучшие традиции гитарного исполнительства. На очень важный момент обращает внимание Джо Пасс, который в своей широкоизвестной джазовой школе пишет: "У классических гитаристов было несколько столетий для того, чтобы выработать органичный, последовательный подход к исполнительству- "правильный" метод. Джазовая же гитара, плектр-гитара, появилась лишь в нашем веке, а электрогитара - это еще настолько новое явление, что мы только начинаем понимать ее возможности как полноправного музыкального инструмента". В таких условиях особое значение приобретает уже накопленный опыт, джазовые традиции гитарного мастерства. В развитии стилистики джаза весьма знанительную роль играет специфическая инструментальная техника, характерная именно для джазового использования инструмента и его выразительных возможностей - мелодических, интонационных, ритмических, гармонических и т. д.Попытаемся проследить с этой точки зрения судьбу гитары в истории джаза, обращая внимание на самые важные черты и на творчество тех музыкантов, вклад которых в развитие жанра был наиболее значительным. Огромное значение для формирования джаза имел блюз. В свою очередь, "одним из решающих факторов кристаллизации блюзов из более ранних и менее оформленных видов негритянского фольклора было "открытие" гитары в этой среде". Уже в ранней форме блюза, "архаической", или "сельской", часто называемой также английским термином "кантри блюз" (country blues), сформировались главные элементы гитарной техники, определившие ее дальнейшее развитие, а отдельные, наиболее простые приемы блюзовых гитаристов ("растягивание" струны, так называемый "пуш энд рилиз" (1), "слайд-техника", именуемая иначе "боттл-нек" (2) и др.) позднее стали основой для формирования последующих стилей. Самые ранние записи кантри блюза относятся к середине 20-х годов, однако есть все основания предполагать, что, в сущности, он почти ничем не отличается от того оригинального стиля, который сформировался в среде негров южных штатов (Техас, Луизиана, Алабама и др.) еще в 70-80-х годах XIX в. Среди выдающихся певцов-гитаристов этого стиля - Блайнд Лемон Джефферсон (Blind Lemon Jefferson, 1897-1930), оказавший заметное влияние на многих музыкантов более позднего периода, и не только блюзовых. Джефферсон первым начал играть в манере "рэг зэ блюз", то есть подражая звучанию фортепианного рэгтайма. Как и большинство кантри-блюзовых гитаристов, он играл пальцами, без медиатора, что позволяло шире использовать полифонические и полиритмические возможности гитары. Блестящим мастером гитарного рэгтайма и блюза был Блайнд Блэйк (Blind Blake, 1895-1931), многие записи которого и сегодня поражают превосходной техникой и изобретательностью импровизаций. Блэйка справедливо считают одним из инициаторов использования гитары в качестве солирующего инструмента. Хадди Лидбеттера, широко известного под именем Лидбелли (Huddie Leadbetter, "Leadbelly", 1888- 1949), в свое время называли "королем двенадцатиструнной гитары". ............ |