Федеральное агентство по образованию
Российской федерации
Российский Государственный
Торгово-Экономический Университет
Краснодарский филиал
Курсовая работа
По дисциплине "Экономическая теория"
на тему: "Государственное регулирование национальной экономики"
Выполнила студентка:
Бреева Ю.М.
Научный руководитель:
Кандидат экономических наук
Доцент Пензин В.А.
Краснодар 2010.
План
1. Государство как субъект экономики
2. Объекты и методы государственного регулирования
2.1 Объекты ГРЭ
2.2 Методы государственного регулирования
3. Основные теоретические концепции государственного регулирования
3.1 Кейнсианская концепция
3.2 Концепция монетаризма
4. Основные направления деятельности государственного регулирования современной российской экономики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
1. Государство как экономический субъект
Современная высокоразвитая экономика является многосубъектной. В ней действует огромное количество, как разнообразных производителей (фирм, предприятий), так и потребителей. Кроме непосредственных независимых, суверенных и самостоятельных субъектов, осуществляющих процесс производства и обращения, в экономике заметную, все более возрастающую, роль играют и регулирующие субъекты, стремящиеся упорядочить в предсказуемом направлении всю экономическую систему. Самым важным субъектом такого рода, конечно, является государство. Ему принадлежит немалая часть общественного, национального, богатства, оно формулирует основные условия действия частного капитала (через налоги, государственные расходы, таможенные пошлины), через государственный бюджет происходит перераспределение значительной части созданного валового внутреннего продукта, государство формулирует стандарты социальной политики, оказывает помощь наименее защищенным слоям населения и т. д.
Однако государство не сразу стало таким специфическим экономическим субъектом. Процесс превращения в регулирующий субъект довольно длителен. Первоначально участие государства в экономической жизни фактически сводилось к сбору налогов. Но по мере усложнения системы экономических отношений государство превратилось в субъект вырабатывающий рамки действий экономических субъектов по средствам законодательных актов и других правовых ограничений. Однако выполнение вышеотмеченных функций еще не дает оснований утверждать, что государство становится экономическим субъектом. Такие возможности возникают в связи со становлением капитала-монополии и необходимостью защиты института конкуренции от разрушающего воздействия монополистической силы на рынке.
Капитал-монополия, присваивая на устойчивой основе прибыль выше средней, через механизм монопольно высоких и монопольно низких цен перераспределяет в свою пользу созданную в обществе прибавочную стоимость. В результате, с одной стороны, потребители вынуждены оплачивать монополиям их сверхвысокие прибыли, с другой стороны, появляются отрасли, где возникает нехватка инвестиционных ресурсов (структурно-больные отрасли), в противоположность тем секторам хозяйства, где хозяйствуют капиталы-монополии.
Очевидно, что это напрямую ущемляет интересы и потребителей, и производителей структурно-больных отраслей. ............