Часть полного текста документа:Гражданско - патриотическое воспитание школьников В.В. Каменец, учитель истории и обществознания Лакомобудской средней общеобразовательной школы. Брянская область. 1. Развитие содержания понятия "гражданское воспитание" в педагогике 20 в. В начале 20 в в западной педагогике проблема гражданского воспитания окончательно выделилась в самостоятельную воспитательную проблему, закрепился сам термин "гражданское воспитание". В Рейном, Ф Паульсеном, Г. Кершенштейнером разрабатывались концепции гражданского воспитания, в основе которых лежала идея о том, что действенные государственные воспитательные институты - трудовая школа и армия должны совершенствовать гражданина как часть социального целого. Осуществление гражданского воспитания, утверждал Г. Кершенштейнер, может вывести большинство населения, ранее слепо подчинявшееся государству, на путь его сознательной поддержки и будет лучшей защитой против опасности тирании большинства, господства черни, партийной тирании.. В работе "Понятие гражданского воспитания" Кершенштейнер конкретизировал содержание гражданского воспитания: это последовательное приучение детей и подростков к добросовестной работе на благо государства. Важнейшим качеством гражданина, как подчеркивал немецкий педагог, является осознание своего труда как необходимого государству, а следовательно, требующего тщательности и ответственности. В России идея гражданского воспитания развивалась в русле мировой педагогической мысли, но вместе с тем ее отличало качественное многообразие. Которое определялось спецификой развития самодеятельных начал в жизни российского крестьянства, составлявшего большинство населения страны. В отличие от Западной Европы, где городское самоуправление противостояло государственному абсолютизму, в России общинное, земское самоуправление выступало против боярской, а затем и дворянской аристократии, но при этом всегда поддерживало сильную центральную власть, играло важную роль в укреплении российской государственности. В "Толковом словаре живого великорусского языка" В.И. Даля приводятся два значения понятия "гражданин": "городской житель, горожанин", и "член общины или народа, состоящего под одним общим управлением". А гражданственность раскрывается как "состояние гражданской общины; понятие и степень образования, необходимые для составления гражданского общества". Отсюда следует, что понятие "гражданское общество" использовалось в России, но, в отличие от его западной, преимущественно правовой трактовки, имело ярко выраженное нравственное содержание. Так, в характеристике "гражданских доблестей", которые Даль определил как "мирные и миротворные; честь, любовь и правда", прослеживается специфика понимания гражданственности в России, состоявшая в акценте на духовно - нравственных объединяющих началах, приоритете морали над правом. В официальной педагогике и школе дореволюционной России господствующей являлась религиозно - монархическая парадигма гражданского воспитания, основывавшаяся на принципе нравственно - православного долженствования. Для послереволюционного периода характерно прерывание преемственности в развитии теории гражданского воспитания. ............ |