Часть полного текста документа:Характеристика и биологические предпосылки трудовой деятельности Гипотеза о возникновении сознания. Специфическая форма поведения - трудовая деятельность. Строя гипотезу о необходимости возникновении сознания, Леонтьев сравнивает поведение животных в общем с трудовой деятельностью человека. Труд (трудовая деятельность) - это преобразование природы (в том числе, собственной). У животных нет преобразования природы, у них - приспособительная деятельность. Оно приспосабливается к условиям среды, но не преобразует ее. Труд - это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. Сравнение поведения животных и трудовой деятельности человека Критерий Поведение животных Трудовая деятельность человека 1.Средства поведения Естественные органы и объекты (лапы, зубы, палки, подставки) Орудия труда 2.Происхождение поведения Продукт биологического эволюционного развития. Необходимо для приспособления к окружающей среде. Механизмы инстинктивного поведения, научения Продукт общественного развития человека. Регулируется экономическими, моральными, правовыми законами. 3.Строение поведения А) Инстинкт. Деятельность и операции объединены. Б) Навык. Появляются операции - различные способы выполнения одной деятельности. В) Интеллектуальное поведение. Решение 2-фазных задач, фаза подготовки и осуществления. Действия (мотив и цель не совпадают). Возникает разделение труда, продукты или результаты не всегда приводят непосредственно к удовлетворению нужды. Биологические предпосылки трудовой деятельности: прямохождение уровень развития ЦНС язык использование некоторых аналогов орудийной деятельности общественно-групповое поведение Признаки трудовой деятельности Филогенетические предпосылки Природные ограничения. 1. Совместность; орудийность. Групповое поведение; "сообщества", средства общения Эти предпосылки не взаимосвязаны, не зависят друг от друга Функциональное использование орудий, индивидуальное 2. Возникновение действий отдельных участников труда, необходимость сознания. Возможности 2-фазного решения практических задач с учетом пространственно-временных условий их выполнения. Нет учета и обеспечения социальных условий. 3. Наличие материальной культуры, орудий труда Возможность изготовления орудий для выполнения практической задачи, для себя, но не для другого. Орудия не сохраняются. 4. Наличие духовной культуры, знакового языка, знаковой речи. Наличие сигнальной аффективной речи Нет знаков Возможность обучения животных знаковой речи В этом нет естественной необходимости 1. Совместная орудийность Для труда характерны 2 взаимозависимые черты: употребление и изготовление орудий: специально изготавливаются орудия труда (орудие - преобразование внешней природы) орудия труда сохраняют для последующего использования (материальная культура сохраняется, хотя в природе такой необходимости нет, это неестественно) орудия труда имеют относительно устойчивое функциональное назначение труд совершается в условиях совместной, коллективной деятельности. Обе эти предпосылки существуют и у животных, но они не взаимосвязаны, всегда по отдельности - либо одно, либо другое. ............ |