Часть полного текста документа:ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ. Искусством резьбы по кости- "рабьему зубу" занимались жители в городе Холмогоры (60 км от Архангельска) и в деревнях его округи. Уровень их мастерства подтверждается вызовом резчиков для работы в Оружейной палате Московского Кремля, представлявшей мастерскую по выполнению самых разных художественных изделей для царского двора. Сведения об этом имеются в документах XVII в. Но начало промысла, вероятно, имеет более ранние истоки. Для того чтобы овладеть добротными навыками в художественной обработке кости, надо было не одному поколению мастеров пройти школу ремесла. Вызванные в Москву мастера уже имели опыт и могли выполнять ажурный рельеф, гравировку и другие приемы оформления изделей. XVIII в. был периодом активного развития промысла. Строительство новой столицы России- Петербурга - сопровождалась заказами на изготовление богатых, нарядных вещей для императорского двора и его окружения. В числе художественных изделий, на которые расширялся спрос, были работы холмогорских мастеров. Больших и малых размеров ларцы составляли главную часть заказных вещей. Эти предметы имели традиционную форму сундучка с четырехскатной крышкой. Делались и более простые коробочки с ровным верхом. Их деревян- ный корпус оклеивался костяными пластинами моржевой кости или цевки. Часть пластин окрашивалась в зеленый цвет, чередуясь с белыми пластинами, они образовывали деаоративный ритм, оживляющий объем коробочки. На пластины наносился гравировануй орнамент в виде концентрических кругов с точкой-глазком-посередтне (отсюда и идет название "глазковый орнамент"). Украшались пластины и растительным орнаментом из небольших веточек с бктонали и розетками цветов. Гравированый рисунок подкрашивался. Зеленый, красный, черный цвета создавали необходимые лонтрасты с цветом чистой кости и одновременно связывали ее с окрашенными пластинами. В богатых по оформлению ларцах глазковый и растительный орнаменты объединялись с прорезным узором, рисунок которого включал как растительные мотивы, так и варианты пышных завитков, пришедших в холмогорскую резьбу из официальных стилей барокко и рококо. Они были близки вариантам народного орнамента и потому легко усваивались резчиками, постоянно получая свабодную итерпретацию. Введение в ажурный орнамент сюжетных изображений, выполненных в технике рельефа создавало насыщенную декорацию предмета, который привлекал внимание цветом, разнообразием приемов резьбы и содержанием. Совершенствование быта городских жителей и особенно его зажиточной верхушки- дворянства- сказывается на расширении ассортимента и многообразии декорирования костяных изделий. К традиционным ларцам и коробочкам присоединяются миниатюрные секреты и бюро, комодики и туалетные шкатулки,табакерки и гребни, подчасники и пластины с портретами. Известные приемы резьбы вступают в сложные комбинации. Анжурный орнамент дополняется цветным фоном прокладки из фольги или шелковой ткани. Все это создает впечатление пышности и нарядности. В начале XIX в. сложившиеся черты нового стиля- классицизма- вносят определенные коррективы в работы холмогорских мастеров, продолжающих работать по заказам города. Пропорции вещей приобретают особую строгость и изыск. ............ |