Часть полного текста документа:Христианская вера и научное знание: конец противостояния Быстров М.В. 1. Сосуществование религии и науки, как двух способов мировосприятия, на протяжении веков колебалось от антагонизма до попыток примирения. И сегодня как раз наблюдается такое движение к взаимопониманию. Чего же можно ожидать от происходящего сближения и к чему оно приведёт? До сих пор все компромиссы и те или иные "уступки" со стороны богословия и науки сводились к признанию, так сказать, частичной правоты противоположной стороны. Но можно ли пойти дальше и выработать некий общий язык, пригодный для описания "видимого" и "невидимого"? В "Философском начале цельного знания" наш выдающийся философ В.Соловьёв писал, что "истина не заключается ни в логической форме знания, ни в эмпирическом его содержании...а должна согласовываться с другими сферами бытия, а именно - соответствовать воле блага и чувству красоты". Другими словами, требуется общее и гармоничное видение вещей. По мнению В.Соловьёва, из трёх составляющих знания - науки, философии и теологии - именно последней принадлежит решающее слово в обретении первых двух, "как отдельно выделившихся её сторон". Однако мост наводят всё же с двух сторон, тщательно исследовав и тот, и другой берег. Представляется, что именно философия призвана выполнить объединяющую миссию - если только она окажется на высоте и осмыслит всё самое ценное с обеих сторон. Занимая между ними исторически "буферное положение", она, казалось бы, и способна сыграть роль третейского судьи, или "путеводителя" на тенистом пути познания. Что же касается самого Бытия, то приоритет здесь, наверное, принадлежит всё же трансцендентному началу. Впрочем, само выделение гносеологии и онтологии выглядит иногда достаточно условным... Возвращаясь снова к общему языку, нельзя не отметить принципиального различия двух сфер. Специфическим инструментом науки служит математика, которая полностью отсутствует в теологии. Существует даже мнение, что наука в той мере является таковой, насколько она опирается на "мать всех наук". А нельзя ли как-то привлечь математику и в философию - в качестве дополнительного средства - чтобы хотя бы немного расширить её выразительные возможности? Действительно, мы видим две крайности, которые хотелось бы сгладить, чтобы открыть возможность для диалога. Создаётся иногда впечатление, что наука, и особенно физика, чрезмерно увлечена и даже сплошь и рядом гипостазирует математику, которую некоторые богословствующие критики называют "цементным раствором", скрепляющим Вавилонскую башню науки. Мы знаем, что в Библии эта одиозная башня не отличалась архитектурным изяществом. А между тем, как известно, вся гармоничная и радующая глаз архитектура тоже основана на числе и геометрии. Следовательно, есть некая приемлемая золотая середина, устраивающая всех. Так мы приходим к уравновешенной точке зрения - к той мере, в буквальном и переносном смысле, которая бы апеллировала к эстетической стороне. Красота не только понятна всем, но, согласно В.Соловьёву и П.Флоренскому, да и многим древним философам, входит в понятие истины. Таким образом, красота несёт объективный объединяющий мотив, поскольку любой человек с неповреждённым умом способен к широкому эмоциональному восприятию мира, богатого красками, звуками и чудесными ароматами. ............ |