Всероссийский Государственный Университет Кинематографии им С. А. Герасимова
ВГИК
Эссе по курсу философия искусства
на тему
«Художественный образ и символ. Условность в искусстве»
Работу выполнила студентка
четвертого курса Светлана Макарова
Москва 2010 г
Искусство постоянно пользуется художественными образами. Изображая или используя какой-то предмет, автор зачастую наделяет его символическим смыслом. В некотором смысле, изображение одного предмета может отсылать зрителя к огромному количеству изображений этого предмета во всей истории искусства. Есть некоторые базовые знаки, которые для людей, рожденных в определенных традициях, имеют один и тот же символический смысл, а для людей вне этой традиции совершенно иной. Например, для людей, воспитанных в христианской, западной культуре такой образ как яблоко всегда отсылает как минимум к двум символам - «яблоку раздора» из греческой мифологии и «запретному плоду» из библии. И подобных примеров множество. Хочу, однако, заметить, что не любое изображение чего-либо в книге, на картине или в кино будет являться символом, но в этом и есть отличие произведения искусства от ремесленнической работы. В одном случае автор изображает просто предмет, а в другом сознательно наделяет его функциями художественного образа. Интересна, так же, любовь искусствоведов искать символы там, где их нет и в помине. Эта традиция восходит к мысли о том, что все, чтобы ни было произведено человеком глубоко символично. Например, широко известный случай с фильмом Клода Лелуша «Мужчина и женщина». В этом фильме используется попеременно, то съемка на черно-белую пленку, то на цветную. На эту тему после выхода фильма было написано много искусствоведческих работ. Сам же автор позже признавался, что это не был какой-то художественный прием – у него просто не было денег на цветную пленку и эпизоды снятые черно-белыми были выбраны случайно. У авторов, которые все делают осмысленно, символическим значением может обладать не только сам предмет но и цвет, освещение, композиция, а в кино и монтаж. Все эти средства и приемы находятся в арсенале у автора работы и если он достаточно искусен, призваны помочь ему правильно воздействовать на чувства и мысли зрителя, передавая идеи, состояния и эмоции. Наиболее глубокие символы, читаются зрителем не логически, а на интуитивном уровне. Например, проливающееся молоко в фильме «Зеркало» А. Тарковского. Мне кажется, что после него изображение проливающегося молока приобрело, помимо имеющихся, еще один символический смысл – «как у Тарковского».
В своем эссе я хочу рассмотреть такой часто используемый художественный образ как сад, имеющий широкое символическое значение. Так как я учусь в кинематографическом институте, я рассмотрю его по большей части на примере кино.
Сад - это многозначный символ. Сад - это рукотворный лес. Деревья растут долго, соответственно вырастить сад – это всегда труд целой жизни человека, а иногда и нескольких поколений людей. Прежде чем посаженное дерево начнет приносить плоды, за ним нужно долго ухаживать. Поэтому сад часто рассматривается как символ возделанного сознания. И противоположностью сада всегда выступает лес – дикий, неухоженный и хаотичный, он порождает иррациональные ассоциации. ............