Министерство образования Российской Федерации Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова
Кафедра психологии и педагогики
Экзаменационное эссе
На тему: ИЕРАРХИЯ И ПРИОРИТЕТЫ ЦЕЛЕЙ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ АУДИТА»
Выполнил
аспирант кафедры «Аудит»
Каланов А.Н.
Москва 2003
ИЕРАРХИЯ И ПРИОРИТЕТЫ ЦЕЛЕЙ ПРЕПОДАВАНИЯ
КУРСА «ОСНОВЫ АУДИТА»
В основе любой образовательной технологии или концепции, любого подхода к преподаванию той или иной учебной дисциплины лежит определенная цель или, вернее, комплекс целей с определенной их иерархией. Как говорил А.С. Макаренко, педагогика есть наука целесообразная. Именно цель не столько оправдывает, сколько определяет средства – только вслед за выделением той или иной педагогической цели в качестве профилирующей определяются те или иные, наиболее сообразные этой цели, методы и средства, а также само содержание обучения.
В современной теории педагогики выделяются следующие основные целевые ориентации педагогического процесса: формирование знаний, умений и навыков, формирование способов умственных действий, формирование эстетических и нравственных отношений, формирование самоуправляемых механизмов личности, формирование действенно-практической сферы и развитие творческих способностей. Необходимость каждой из этих целей признается, как правило, любой педагогической технологией и, соответственно, должна в той или иной степени учитываться в каждом учебном предмете. При этом и каждая педагогическая технология, и каждый учебный предмет могут по-своему расставлять акценты в иерархии этих целей.
Свое непосредственное, практическое выражение педагогические цели находят при разработке учебных программ и преподавании конкретных учебных дисциплин: в общем виде они ставятся государством, более подробно – учебными заведениями и кафедрами (институтами), но все они остаются лишь номинальными, декларативными, и лишь на последнем этапе педагогические цели максимально конкретизируются, и осуществляются конкретные шаги по их достижению. Рассмотрим педагогические цели, исходя из которых должна, на взгляд автора, строиться программа обучения по дисциплине «Основы аудита», иерархию этих целей и способы их реализации.
Итак, первая из указанных общих целевых ориентаций - формирование знаний, умений и навыков. В традиционном подходе к обучению отдается приоритет именно передаче учащимся максимального объема знаний, умений и навыков. Предполагается, что в итоге это должно привести к развитию личности и формированию базы для саморазвития, хотя на практике эти цели и остаются второстепенными, побочными. Приоритет знаниям, умениям и навыкам отдается и многими более или менее современными педагогическими концепциями, такими как программированное обучение (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.), технология укрупнения дидактических единиц (П.М.Эрдниев, Б.П.Эрдниев) и т.п. – представляющими собой, в конечном счете, усовершенствование методики преподавания и структуры учебного материала.
Приемлемы ли такие технологии при преподавании основ аудита? Какая роль должна отдаваться цели формирования знаний, умений и навыков в этом курсе? И о каких именно знаниях, умениях и навыках идет речь? Прежде чем ответить на эти вопросы, уточним специфические особенности рассматриваемого курса, которые оказывают непосредственное влияние на его содержание и на целеполагание в целом. ............