Часть полного текста документа: АКАДЕМИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ САНКТ - ПЕТЕРБУРГА ИГРОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬУТРЫ Й. ХЕЙЗИНГИ Реферат по культурологии cтудентки факультета экономики и управления I курса Ярополовой Н.К. САНКТ - ПЕТЕРБУРГ 1999 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 I. ХАРАКТЕР И ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ КАК ЯВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ 5 II. ИГРА И СОСТЯЗАНИЕ КАК КУЛЬТУРОСОЗИДАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ 10 III. ВЗАИМОСВЯЗЬ КУЛЬТУРЫ И ИГРЫ 14 3.1. ВЗАИМОСВЯЗЬ ИГРЫ И ПРАВА 14 3.2. ВЗАИМОСВЯЗЬ ИГРЫ И СРАЖЕНИЯ. 15 3.3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИГРЫ И ФИЛОФСТВОВАНИЯ. 17 3.4. ВЗАИМОСВЯЗЬ ИГРЫ И ПОЭЗИИ. 19 3.5. ИГРОВЫЕ ФОРМЫ ИСКУССТВА. 21 ГЛАВА IV. КУЛЬТУРА И ЭПОХИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИГРЫ. 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26 ЛИТЕРАТУРА 28 ВВЕДЕНИЕ Феномен возникновения культуры нашел отражение в трудах различных ученых, представителей разных философских направлений. В прошлом веке господствовала орудийно-трудовая концепций культурогенеза. XX век ищет другие ответы на вопрос: "Как в природном мире возник радикально новый феномен - культура?" Одним из таких ответов стала игровая концепция культуры. Человек всегда имел способность и склонность облекать в формы игрового поведения все стороны своей жизни. Это является подтверждением объективной ценности изначально присущих ему творческих устремлений - важнейшего его достояния. Игра - прежде всего свободная деятельность. Все исследователи подчеркивают незаинтересованный характер игры. она необходима индивидууму как биологическая функция, а обществу нужна в силу заключенного в ней смысла. Игра, скорее, нежели труд, была формирующим элементом человеческой культуры. раньше, чем изменять окружающую среду, человек сделал это в собственном воображении, в сфере игры (8, 133). Ощущение и ситуация игры, давая максимально возможную свободу ее участникам, реализуются в рамках контекста, который сводится к появлению тех или иных жестко очерченных правил - правил игры. Смысл и значение игры целиком определяются отношением непосредственного, феноменального текста игры - к так или иначе опосредованному универсальному, то есть включающему в себя весь мир, контексту человеческого существования. Игровая концепция культуры целостно была сформулирована нидерландским историком и философом идеалистом Й. Хейзингом (1872-1945гг.) в работе, "Homo Ludens; Статья по истории культуры" (1938). Концепция игрового генезиса культуры нашла отражение также в трудах Гадамера, который анализировал историю и культуру как своеобразную игру в сфере языка, а также в работе Е. Финка "Основные феномены человеческого бытия", как исключительную возможность человеческого бытия (8, 134). Проблематика игры с особой остротой звучит в наше неспокойное и часто весьма зловещее время. ............ |