Часть полного текста документа:Икона времени Андрея Рублева Михаил В.А. Вплоть до Великой Отечественной войны в Новгороде имелось огромное число икон достоверно новгородской школы. Много их имеется и доныне за пределами города. Раннемосковских икон сохранилось гораздо меньше. И потому каждая новая икона, которую с большим или меньшим вероятием можно отнести к рублевскому времени, приобретает большую ценность. Миниатюрная икона шести праздников (Благовещение, Рождество Христово, Преображение, Воскрешение Лазаря, Сошествие во ад и Вознесение) из собрания С. Рябушинского, ныне хранящаяся в Третьяковской галерее, может быть отнесена к среднерусской, скорее всего московской, школе конца XIV - начала XV века. Но для прямого сближения ее с Рублевым и его школой нет достаточных оснований. Икона врезана в новую доску, но живопись ее сохранилась довольно хорошо. Только нижняя часть двух нижних клейм утрачена, равно как и золотой фон (В. И. Антонова и Н. Е. Мнева. Каталог древнерусской живописи Третьяковской галереи, т. I, M., 1963, стр. 263.). По типу икона примыкает к византийским миниатюрным иконам, из которых две мозаичные хранятся в Соборном музее во Флоренции, другая, живописная, в Эрмитаже (Ср. также G. et M. Soteriou. Icones du Mont Sinai, vol.I, Athenes, 1956, Fig. 205-207.). Иконография отдельных изображений обнаруживает близость к этим иконам. В частности, в "Благовещении" богоматерь сидит, отвернувшись корпусом от ангела и повернувшись к нему лицом, ангел перелетает через стену Вифлеема - этот тип встречается чаще всего в московских иконах XIV-XV веков, в праздниках иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, Успенского собора во Владимире и Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Сцены в иконе шести праздников носят довольно пространственный характер: в "Благовещении" одно здание видно снизу, другое сверху, ангел перешагнул стену. В "Рождестве Христовом" фигуры расположены в трех планах. В "Преображении" Иаков выглядывает из-за горы - это редкий мотив. В "Воскрешении Лазаря" фигуры также расположены в нескольких планах. Сходство иконы шести праздников с памятниками византийской живописи XIV века и в том, что фигуры в этой иконе свободны, подвижны, ткани одежды мягко окутывают тела, порой развеваются по воздуху. Каждое отдельное клеймо составляет законченное целое. Что касается выполнения иконы, то оно также обнаруживает родство с византийской живописью XIV века - формы переданы легко, ничто не обрисовано резкими контурами, светлые блики ложатся по более темной основе. Связь с константинопольской школой XIV века сказывается и в колорите. Характерная его черта - преобладание светлого, звонкого голубца в одеждах Христа и Марии, в ореолах в "Сошествии" и в "Вознесении". Голубец уравновешивается золотистыми и розоватыми тонами. В византийской и древнерусской иконописи XI-XII веков мафорий Марии обычно темно-вишневого цвета. Между тем в мозаиках Кахрие Джами, в частности в северном куполе, на ней мафорий ярко-синего цвета. Синий мафорий Марии мы находим и в этой иконе. В ряде случаев, например в одежде Иосифа в "Рождестве", голубые блики положены поверх основного теплого тона. Все это сближает икону с византийскими работами XIV века, в частности, мозаиками и фресками Кахрие Джами, отчасти с миниатюрами парижской рукописи Иоанна Кантакузина. ............ |