Оглавление.
1. ВВЕДЕНИЕ.
2. У ИСТОКОВ СИБИРСКОЙ ИКОНОПИСИ.
2.1. ПРИВОЗНЫЕ ПИСАНЫЕ ИКОНЫ.
2.2. ИКОНЫ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ.
2.3. ИКОНЫ ДЛЯ ЦЕРКВЕЙ: ЦАРСКИЕ ДАРЫ.
2.4. СТРОГАНОВСКИЕ ИКОНЫ.
2.5. КРЕСТЬЯНСКАЯ ИКОНА.
2.6. ПРИВОЗНЫЕ ЛИТЕЙНЫЕ ИКОНЫ.
3. ИКОНОПИСЬ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ.
3.1. ТОБОЛЬСКАЯ ИКОНОПИСЬ.
3.2. ИКОНОПИСЦЫ И ИКОНОПИСНЫЕ МАСТЕРСКИЕ ТЮМЕНИ.
3.3. ИКОНОПИСНАЯ МАСТЕРСКАЯ РАФАЙЛОВСКОГО ТРОИЦКОГО МОНАСТЫРЯ.
3.4. ИКОНОПИСНЫЕ МАСТЕРА ИШИМА.
3.5. НАРОДНАЯ ИКОНОПИСЬ.
4. ИКОНОПИСНЫЕ ТРАДИЦИИ ЗАУРАЛЬЯ И ЮГО-ЗАПАДНОЙ СИБИРИ.
4.1. РАЗВИТИЕ ИКОНОПИСИ В НЕВЬЯНСКЕ.
4.2. ВЕРХОТУРСКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ.
4.3. ДАЛМАТОВСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.
4.4. РАЗВИТИЕ ИКОНОПИСИ В ТУРИНСКЕ.
4.5. РАЗВИТИЕ ИКОНОПИСИ В ИРБИТЕ.
4.6. РАЗВИТИЕ ИКОНОПИСИ В ШАДРИНСКЕ.
4.7. РАЗВИТИЕ ИКОНОПИСИ В КУРГАНЕ.
5. ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИКОНОПИСАНИЯ В ТОМСКЕ.
6. ИКОНОПИСНОЕ НАСЛЕДИЕ АЛТАЯ.
7. ИКОНОПИСЬ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ.
7.1. ИКОНОПИСАНИЕ В ПРИЕНИСЕЙСКОМ КРАЕ.
7.2. ИКОНОПИСЬ В ЗЕМЛЕ ИРКУТСКОЙ.
8. ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ ИКОНОПИСАНИЯ В ДРЕВНЕЙ СТОЛИЦЕ СИБИРИ – ТОБОЛЬСКЕ, ПРИ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ.
Введение. В жизни православного христианина икона занимает важное место. Она стала неотъемлемой частью православной традиции, без нее трудно представить православный храм и богослужение, дом православного христианина и его жизнь. Рождается человек или умирает, отправляется в дальний путь или начинает какое-либо дело – его жизнь сопровождает священный образ – икона.
Значение иконы в православном мире можно сравнить со Священным Писанием и Преданием. Если они содержат богооткровенные истины в словесной форме, то икона свидетельствует о Боге языком линий и красок.
Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы государства с Церковью и ее культурой. Но именно в этом веке икона вновь была открыта. Этому предшествовал серьезный подготовительный процесс, начавшийся еще в XIX веке. Успехи исторической науки, археологии и источниковедения, иконографические исследования, зарождение научной реставрации подготовили почву для открытия иконы.
Несмотря на то, что в последнее время появилось немало работ, посвященных отдельным периодам развития иконописи в Сибири, материалы эти носят отрывочный характер. Поэтому постижение корней, природы иконописных традиций, их существования и особенностей являются актуальными вопросами в настоящее время. Актуальность изучения состоит еще и в том, что не изучена стилистика разноплановой иконописи. Так, в Государственной Третьяковской Галерее иконопись северных регионов особо не выделяется. Иконы же, имеющие северное происхождение, рассматриваются вместе с новгородскими и среднерусскими.[1]
Поэтому материалам реставрационного и комплексного исследования иконописи, иконам из частных коллекций и храмов еще предстоит стать предметами систематического изучения и анализа. Необходимость восстановления и сохранения иконописных традиций региона, формировавшихся на протяжении XVII-XIX веков еще более актуализируют исследование, направленное на решение общей задачи: освещение истории формирования особенностей иконописи в Сибирском регионе. Но при этом необходимо помнить и о том, что икона – это не произведение живописи и искусства, и ее нельзя ставить в один ряд с музейными экспонатами. ............