Московский государственный технический университет
 имени Н.Э. Баумана (Калужский филиал)
 Кафедра высшей математики
 Курсовая работа
 по курсу «Исследование операций»
 Имитационное моделирование системы массового обслуживания
 Калуга 2009
  Задание
 Задание на работу: Составить имитационную модель и рассчитать показатели эффективности системы массового обслуживания (СМО) со следующими характеристиками:
 - число каналов обслуживания n; максимальная длина очереди т;
 - поток поступающих в систему заявок простейший со средней интенсивностью λ и показательным законом распределения времени между поступлением заявок;
 - поток обслуживаемых в системе заявок простейший со средней интенсивностью µ и показательным законом распределения времени обслуживания.
 Сравнить найденные значения показателей с результатами. полученными путем численного решения уравнении Колмогорова для вероятностей состояний системы. Значения параметров СМО приведены в таблице.
 Номер варианта n m λ µ 7 3 2 4.0 1.0  
Оглавление
 Введение
 Глава 1. Основные характеристики CМО и показатели их эффективности
 1.1 Понятие марковского случайного процесса
 1.2 Потоки событий
 1.3 Уравнения Колмогорова
 1.4 Финальные вероятности и граф состояний СМО
 1.5 Показатели эффективности СМО
 1.6 Основные понятия имитационного моделирования
 1.7 Построение имитационных моделей
 Глава 2. Аналитическое моделирование СМО
 2.1 Граф состояний системы и уравнения Колмогорова
 2.2 Расчет показатели эффективности системы по финальным вероятностям
 Глава 3. Имитационное моделирование СМО
 3.1 Алгоритм метода имитационного моделирования СМО (пошаговый подход)
 3.2 Блок-схема программы
 3.3 Расчет показателей эффективности СМО на основе результатов ее имитационного моделирования
 3.4 Статистическая обработка результатов и их сравнение с результатами аналитического моделирования
 Заключение
 Литература
 Приложение 1
 Приложение 2
  Введение
 При исследовании операций часто приходится сталкиваться с системами, предназначенными для многоразового использования при решении однотипных задач. Возникающие при этом процессы получили название процессов обслуживания, а системы – систем массового обслуживания (СМО).
 Каждая СМО состоит из определенного числа обслуживающих единиц (приборов, устройств, пунктов, станций), которые называются каналами обслуживания. Каналами могут быть линии связи, рабочие точки, вычислительные машины, продавцы и др. По числу каналов СМО подразделяют на одноканальные и многоканальные.
 Заявки поступают в СМО обычно не регулярно, а случайно, образуя так называемый случайный поток заявок (требований). Обслуживание заявок также продолжается какое-то случайное время. Случайный характер потока заявок и времени обслуживания приводит к тому, что СМО оказывается загруженной неравномерно: в какие-то периоды времени скапливается очень большое количество заявок (они либо становятся в очередь, либо покидают СМО не обслуженными), в другие же периоды СМО работает с недогрузкой или простаивает.
 Предметом теории массового обслуживания является построение математических моделей, связывающих заданные условия работы СМО (число каналов, их производительность, характер потока заявок и т.п.) с показателями эффективности СМО, описывающими ее способность справляться с потоком заявок.
 В качестве показателей эффективности СМО используются:
 - Абсолютная пропускная способность системы (А), т.е. среднее число заявок, обслуживаемых в единицу времени;
 - относительная пропускная способность (Q), т.е.  ............