Часть полного текста документа: Индия в период между двумя мировыми войнами (1919-1939) Доклад по истории мировых цивилизаций Индия после войны Формирование антиколониального фронта Колониальные власти в годы войны обещали предоставить Индии самоуправление. Однако надежды народов Индии на изменение статуса не оправдались. Англия держала мертвой хваткой свою главную колонию, и это было не удивительно, если учесть общее ослабление сил в послевоенный период - Англии как никогда нужны были ресурсы, которые она "выкачивала" из колоний. Так или иначе, это вызвало новый этап антиколониальной борьбы. Развитие капиталистического уклада упрочило позиции национальной буржуазии. Росла промышленность и ряды рабочего класса. Однако для Индии численность последнего была невелика. Но вместе с тем половина рабочих была занята на крупных предприятиях с числом рабочих свыше 1 тыс. человек. Такая концентрация на крупных предприятиях и в нескольких центрах (Бомбей, Мадрас и др.) превращала немногочисленный пролетариат в важную организованную силу. Однако не рабочий класс, а многомиллионное крестьянство определяло характер индийского общества. Индийская деревня составляла основу социально-экономической структуры. Это не просто община, а особая социальная организация. Всю жизнь деревни пронизывают кастовый строй, племенной и сословный принцип деления общины и брахманство как сплачивающий религиозный фактор. Таким образом, индийская деревня - это самодовлеющая организация. Индийское крестьянство составляло главную массовую силу национально-освободительного движения в Индии в межвоенный период. Вовлечь такую деревню в широкий поток антиколониальной борьбы можно было лишь с учетом социально-психологических особенностей индийского крестьянства и городского рабочего - вчерашнего крестьянина. Выдающаяся роль в организации массовых ненасильственных кампаний сопротивления в 20-40-е гг. принадлежала Махатме Ганди (1869-1948). В межвоенный период Ганди стал идейным вождем Индийского национального конгресса. Благодаря Ганди, а также тому, что национальная буржуазия выдвинула идею полной национальной независимости, в Индии сформировался общенациональный антиколониальный фронт. Махатма Ганди и гандизм Учение Ганди уходит корнями в глубокое прошлое Индии, в мощные пласты уникальной индийской культуры. Гандизм соединил в себе политические, морально-этические и философские концепции. Ганди также был знаком с принципом ненасилия Л. Н, Толстого. Глубоко национален и социальный идеал Ганди. Это крестьянская утопия утверждения "общества всеобщего благоденствия" (сарводайя), царства Божия на земле, общества справедливости, которое красочно описывается в священных книгах индуизма. В то же время эта сторона учения Ганди содержала протест против капиталистического уклада, отрицание им прогрессивности и необходимости для Индии того капиталистического пути, по которому пошла европейская цивилизация. Гандизм находил отклик в широких слоях крестьянства и городских низов потому, что в нем социальный идеал соединялся с верой в то, что борьба за независимость против британского господства - это кровное дело, поскольку это борьба за справедливость. ............ |