Часть полного текста документа:Инфляция Введение. Инфляция - повышение общего уровня цен. Для её измерения используется показатель изменения индекса цен по отношению к базисному периоду. Существует 2 типа инфляции: 1) Инфляция спроса - вызывается увеличением спроса на продукцию, т.е. когда за определённый товар покупатель готов платить больше. Экономика может "попытаться" потратить больше, чем она способна производить; она может стремиться к какой-то точке, находящейся вне кривой своих производственных возможностей. Поскольку производители мгновенно не могут отреагировать на данное увеличение спроса ростом выпуска продукции, то в зависимости от обстоятельств, они либо увеличивают цены, либо увеличивают объём выпуска продукции. 2) Инфляция предложения - спрос относительно постоянен, а цены на товары растут за счёт роста издержек (растёт себестоимость продукции). Так как предприятия не могут долго торговать себе в убыток, они вынуждены увеличить цену на свою продукцию. По закону спроса и предложения при увеличении цены количество единиц проданной продукции уменьшается, и если не принять адекватных мер со стороны правительства, то в экономике может начаться период спада. Инфляция измеряется с помощью индекса потребительских цен (ИПЦ). ИПЦ измеряет изменения во времени затрат на покупку стандартной корзины благ. Рыночная корзина включает в себя цены на продукты питания, одежду, жильё, топливо, транспорт, медицинские услуги, образование и другие товары и услуги, приобретаемые в повседневной жизни. 1. Инфляционное таргетирование: международный опыт и российские перспективы. В большинстве развитых стран инфляция считается серьезной социально-экономической проблемой, поскольку приводит к росту цен, обесценению сбережений, снижению стимулов к инвестированию, бегству капиталов в иностранные активы, драгоценные металлы и недвижимость. Кроме того, инфляция замедляет темпы экономического роста, затрудняет долгосрочное планирование и в своих крайних формах усиливает социальную и политическую напряженность в обществе. Сегодня многие страны в качестве промежуточных целей национальной денежно-кредитной политики используют денежные агрегаты или валютные курсы. Однако в 90-е годы некоторые индустриально развитые страны порвали с этой традицией, сосредоточив свое внимание на показателе инфляции. Данный подход к контролю над инфляцией получил название "инфляционное таргетирование". По мнению ряда специалистов, денежно-кредитную политику многих стран можно в той или иной степени охарактеризовать как инфляционное таргетирование. Например, известный американский экономист Дж. Тэйлор полагает, что денежно-кредитная политика США опирается на эмпирическое правило инфляционного таргетирования. Согласно этому правилу, Федеральная резервная система (ФРС) регулярно корректирует процентную ставку по федеральным фондам, реагируя на отклонения внутреннего производства от своего потенциального объема и инфляции - от прогнозного уровня. Некоторые страны выбрали инфляционное таргетирование, потому что достижение стабильности цен (то есть низкого и постоянного уровня инфляции) является важнейшим фактором, обеспечивающим экономический рост. 1.1. Сущность инфляционного таргетирования. Как показывает опыт, попытки властей достигнуть других целей экономической политики (высокого уровня занятости и роста производства) противоречат принципу стабильности цен. Когда развитым странам угрожает инфляция, центральные банки обычно повышают процентные ставки, вызывая шквал критики, особенно со стороны представителей реального сектора экономики. ............ |