Часть полного текста документа:Институт почетных мировых судей округа Омской судебной палаты С.В. Чечелев, Омский государственный университет, кафедра теории и истории государства и права Проводящаяся в настоящее время судебная реформа в Российской Федерации, во многом используя опыт самой известной и значительной аналогичной реформы в истории России, осуществлявшейся во второй половине прошлого века, вновь возрождает и институт мировых судей. В связи с этим представляется весьма полезным обратить внимание на такую составную часть мировой юстиции, как институт почётных мировых судей. Институт почётных мировых судей в Сибири появляется с момента введения в действие в регионе Судебных Уставов - в 1897 г. - в Западно- и Восточно-Сибирских губерниях, в 1898 г. - в Акмолинской и Семипалатинской областях. В течение всех 20 лет своего существования институт почётных мировых судей не претерпел сколько-нибудь заметных изменений. Правовой статус почётного мирового судьи определялся на основании главы 4 Общей части "Учреждения судебных установлений [1]. Почетный мировой судья разбирал дела, подсудные учасковому мировому судье, возбуждённые в порядке частного обвинения, но только в том случае, если к его посредничеству обращались обе стороны. Почётный мировой судья исполнял свои обязанности на обществееных началах, не получая денег от государства "на содержание и расходы по своей должности" [2]. Основным назначением мировых судей по замыслу правительства было "облегчение исполнения многочисленных обязанностей мирового судьи лицом, заслуживающим полного доверия и уважения, не лишая возможностей исполнения своих обычных обязанностей" [3]. Особенности социально-экономического, политического, культурного и пр. развития Сибири в конце прошлого века, а также особенности субъективного взгляда правительства на состояние региона приводят к тому, что институт мировых судей в целом (в том числе и почётных мировых судей) отличался значительным своеобразием в сравнении с Европейской частью России. Эти особенности проистекали как из нормативных актов, определявших правовой статус почётных мировых судей в Сибири, так и из особенностей региона, определивших кадровый состав мировых судей, их общественный статус и основной круг рассматриваемых дел. Прежде всего, Временные правила, вводившие новую систему судебных учреждений в крае, по-иному, нежели в Европейской России устанавливали круг требований, предъявляемых для занятия должности почётного мирового судьи. Статья 2 Временных правил устанавливала, что почётные мировые судьи назначаются министром юстиции сроком на 3 года из числа подданных Российской Империи в возрасте не менее 25 лет, имеющих среднее или высшее образование или прослуживших не менее 3 лет "в таких должностях, при исправлении которых могли приобрести практические сведения в производстве судебных дел" [4]. Кандидатом на должность почётного мирового судьи не могло быть лицо, ранее судимое или состоявшее под судом или следствием, объявленное несостоятельным должником или состоявшим под опекой за расточительство, а также уволенные на основании решения суда со службы за совершённые должностные правонарущения. ............ |