Часть полного текста документа: Институции Гая как источник римского права Содержание: Введение..................................................................3 Структура и содержание институций...........5 Книга 1. О лицах.....................................................5 Книга 2.О вещах.....................................................7 Книга 3. Об обязательствах...............................9 Книга 4.Об исках...................................................13 Заключение............................................................14 Список использованной литературы...............15 Введение Прежде, чем говорить об институциях Гая, я бы хотел остановиться на самих источниках римского права. В юридической и историко-правовой литературе применительно к римскому праву термин "источник права" употребляется в различных значениях, а именно: 1) как источник содержания правовых норм, 2) как способ (форма) образования норм права, 3)как источник познания права. В институции Юстиниана упоминается два вида источников: 1) закон и другие нормы, исходящие от государственных органов и зафиксированные ими в письменной форме, 2)нормы, складывающиеся в практике (имеются в виду правовые обычаи). По признаку письменной и устной формы источников римляне разделяли право на писаное (jus scriptum) и неписаное (jud non scriptum). Более широкий смысл и иное содержание вкладывается в понятие источник права, когда речь идет об источниках познания римского права. В данном случае к источникам права относят прежде всего многочисленные правовые и другие памятники, содержащие юридические нормы и другие данные о праве. К ним можно отнести кодификацию Юстиниана, произведения римских юристов, философов, ораторов, поэтов и др. Сюда же относятся и институции Гая. Гай - это римский юрист, живший во II веке нашей эры, выходец одной из восточных провинций Римской Империи, хотя точных сведений о его личности нет. Поскольку при жизни Гай не пользовался известностью и популярностью, то данные о биографии этого человека очень скупы. Даже его имя, которое могло быть как личным (praenomen), так и родовым именем (nomen) или прозвищем (cognomen), не позволяет более точно его идентифицировать. Этот факт даже породил дискуссию между историками. Так, некоторые из них вообще отрицали сам факт существования Гая, а его произведения приписывали Кассию Лонгину. Выдвигалась также гипотеза, что имя Гая было именем сведущей в праве женщины. Попытки установить детали его биографии были тщетными. Но все же некоторые факты его жизни дошли и до наших дней. Предполагают, что он был провинциалом, как уже было сказано выше, и из небогатой семьи. Принадлежал Гай к сабинианской юридической школе (по другой версии к гейрутской), основанной Капитоном (школа названа так по имени его знаменитого ученика Мазурия Сабина, который был великим юристом I в. н. э., комментировавшим цивильное право). Деятельность Гая началась при Адриане (117-138), а завершилась при Коммоде (180-192).(2) Произведения Гая не цитировались юристами его времени, а популярность к нему пришла только через 300 после смерти. Только после принятия уложения Феодосия в 426 г. положения Гая приобрели силу закона, и он стал одним из самых популярных и почитаемых законоведов и вошел в число пяти виднейших юристов, мнениями которых было предписано руководствоваться судьям в Римской Империи. ............ |