Часть полного текста документа:Интеллектуальное обеспечение саморазвития подростка     Т.В.Машарова     Интеллект - не сумма знаний и умений, не сумма умственных действий, необходимых для накопления этих знаний и умений и для оперирования ими в практике. По мнению К.М. Гуревича, каждому человеку присущ психофизиологический механизм, который находится в действии постоянно и служит условием, предпосылкой приобретения, переработки и применения поступающей информации. Одна из ярких особенностей этого механизма - природная избирательность. Он не нейтрален. Существенным образом на восприятие информации влияют индивидуальные качества человека. Одному школьнику удается быстро и без усилий схватывать и перерабатывать математическую информацию, другому - гуманитарную. У каждого обнаруживаются свои наиболее благоприятные зоны восприятия и последующей переработки информации в каждой области. Следует вновь указать, что для любого проявления интеллекта необходим опыт, предварительное накопление знаний и умений, что является базой для дальнейшего движения вперед.      Уровень умственного развития есть величина динамичная, а интеллект, как предполагают, сохраняет свое значение постоянным. Л.С. Выготский пришел к выводу: " Никогда влияние среды на развитие мышления не приобретает такого большого значения, как именно в переходном возрасте. Теперь по уровню развития интеллекта все сильнее и сильнее отличаются город и деревня, мальчик и девочка, дети различных социальных и классовых слоев".      Понятие личностного смысла как единицы сознания введено А.Н. Леонтьевым и означает индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается деятельность. Индивидуальный личностный смысл школьной жизни можно рассмотреть через многозначность стимулов, определяющихся тремя группами отношений:      - к учителям в школе в целом;      - к одноклассникам;      - к каждому учебному предмету(учителю) в отдельности.     Школьная жизнь - устойчивая совокупность отрицательных и положительных стимулов, представленных в сознании ребенка. О каждом учебном предмете можно сказать то же самое. Можно оценить не учителя и не предмет, а простейшие компоненты учебной деятельности, причем следует это сделать по всем учебным дисциплинам одновременно. Такие оценки можно осуществить по следующим шкалам:      - отношение к оценочным эталонам, которыми пользуется учитель;      - организация коммуникаций на уроке;      - стиль руководства учебной деятельностью;      - организация структуры информационного пространства на уроке (вертикальная - горизонтальная);      - общее отношение к учебному предмету (скука - интерес).     По этим основаниям может измеряться педагогическое взаимодействие в данном классе, в данный момент.      Учащиеся должны верить, что их успехи зависят в большей степени от усилий, а не только от их природных способностей. Они должны принять на себя больше ответственности за собственное обучение. Один из вариантов этого - предъявление выпускных контрольных работ при поступлении в учебные заведения или при устройстве на престижную конкурентную работу. Таким образом, школы больше не будут местом, "где относительно молодые смотрят, как работают относительно старые".  ............   |