Часть полного текста документа:Интернет - рождение новой реальности Мир погрузился в глубину С.Лукьяненко Прежде всего: для чего нужны исследования влияния Интернета на психику человека? Влияние Интернета на погруженных в его "глубину" людей нельзя не заметить. Оно может быть положительным и отрицательным, но игнорировать его существование просто недопустимо. Исследовать возможные риски нужно хотя бы для того, чтобы получить "инструкцию по технике безопасности" для этого нового творения человеческих умов. Необходимо отметить, что в задачи авторов не входит рассмотрение физического воздействия Интернета на человека (как то утомляемость, ухудшение зрения, и, как крайний случай, хроническое недосыпание и недоедание - кстати, факторы, в основном, негативные), интерес в основном представляет исследование социально-психологической сферы воздействия Интернета. Сразу оговорим использование терминов. Чтобы совершенно однозначно разделить два мира - реальный и компьютерный, предлагаем использовать термины "реальность" и "виртуальность", или же "новая реальность", или даже "глубина" (как дань признательности С.Лукьяненко за его столь точное, хотя и гиперболизированное отражение уже реально существующей ситуации в мире компьютеров). Итак, можно выделить два вида влияния Интернета на психику человека: во-первых, позитивное, а во-вторых - создающее проблемы для мира реального, негативное. В некотором роде эти виды влияния близки, поскольку зачастую и положительный эффект "виртуальности" может вызвать негативную реакцию в реальном мире. Но об этом чуть позже. Воздействие может идти в нескольких направлениях (градация по субъектам и степени воздействия). 1. ИДИВИДУАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ ИНТЕРНЕТА. 1.1. Влияние Интернета и развития технологий в целом на развитие умственных способностей человека. Интернет является принципиально новым средством телекоммуникаций, отличающихся высокой скоростью обмена информацией. В связи с этим возникает новый уровень отношений человека и компьютера, человека и человека посредством компьютера. Как это сказывается на психике человека? Может наблюдаться заметное повышение скорости и объема восприятия данных, открытие новых возможностей человеческого мозга, принципиально новое восприятие прежней информации. Верно ли, что дети, много времени проводящие за компьютером, развиваются значительно быстрее сверстников? С точки зрения здравого смысла, у компьютерщиков более разумно и логически правильно выстроены мыслительные процессы. Это позволяет им яснее и точнее выражать мысли, самоорганизовываться. Но в то же время не теряется ли в них элемент гуманитарности, образности мышления? С другой стороны, интернетчики имеют более широкий круг "общения", больший доступ к мировой информации, в том числе гуманитарного плана. И опять же возникает парадокс: в современном мире далеко не вся информация погружена в пучину Интернета, а пока лишь только небольшая ее часть. Не будет ли вся оставшаяся за пределами Интернета информация потеряна для тех, кто связан с сетью, хотя бы по причине прозаичной - нехватке времени? Итак, возник первый вопрос: Существует ли зависимость между погружением в Интернет и умственным совершенствованием человека? Гипотеза: Чем "продвинутей" человек в компьютерах и в Интернете в частности, тем лучше, гармоничнее, логичнее и более широконаправленно развивается личность. ............ |