Часть полного текста документа:Интуитивные процессы личности Интуиция - одна из форм познания человеком окружающей действительности. Поэтому, понимание сущности интуиции предполагает определенное решение проблем бытия. В то же время, она используется нами довольно ограниченно. Было установлено, что человек использует потенциал работы мозга сознательно только на 10%, а остальные - 90% приходятся на подсознание и практически не используется нами. В настоящее время традиционные методы обучения и повсеместная компьютеризация направлены на развитие логической, формализованной части мышления. Тенденции, обусловленные жизнью в условиях социального стресса, неблагополучия и радикальных стремительных перемен в различных общественных сферах, приводят к появлению у значительной части населения кризисов, во многом определяющихся противоречием между требованиями резко изменяющихся общественных и экономических отношений и ригидностью личных установок и стереотипов. Индикатором здоровой личности могла бы служить развитая, а не заглушенная чувствительность к слабым импульсам, предупреждающим сигналам тревоги, умение их воспринимать, понимать, а также доверять им. К развитию интуиции стремились ещё люди, посвященные в древние философские учения, и разрабатывали для этого определенные техники. Следование некоторым из них, доступным в наши дни, может привести к раскрытию способностей, запрятанных далеко в глубинах под- и надсознательного. Исходя из механизмов действия интуитивных процессов, видна необходимость участия в них обоих полушарий мозга, для чего обязательно развитие сбалансированного их взаимодействия, а не поддержание тенденции придавать большее значение функциям левого полушария, превалирующее в западных культурах. К раскрытию таких способностей надо идти с самого детства, при необходимом включении их в программы обучения и воспитания. Сформированная модель мира - достаточно жесткая и стабильная структура, где мотивы, цели, установки, идеалы и нормы могут создать гипертрофированность отдельных частей модели и, таким образом, препятствовать пониманию человеком истинных, природных смыслов и ценностей его жизни, что притупляет полноценность переживаний человеком ситуаций, с которыми он сталкивается в своей жизни, и приводит либо к возникновению стрессов, либо мешает выйти из них с помощью собственных заложенных, но подавленных способностей, в том числе интуитивных. Системный подход к болезням человека, отражающий наряду с социальными и биологическими, факторы личностные (т.е. механизмы и стратегии, опосредующие или препятствующие распознаванию организмом интуитивного сигнала опасности) помогает повысить процент выздоровления, т.к. подходит к человеку как к целостному, саморегулирующемуся организму. Гармоничное развитие как способности человеческого мозга к интуитивным процессам, так и к познанию разумом, является профилактикой в формировании патологических психологических защит и дезадаптивных стратегий поведения в значимых ситуациях. Для анализа данных способностей предлагается структурная модель "Круги развития", отражающая участие разума и интуиции в психологической картине пути развития личности. В данной модели идеальная целостность индивида должна предполагать идеальность расходящихся от центра кругов, стремящихся к увеличению своего количества и расширению своих размеров, т.к. ............ |